Если раньше плести лапти считалось самой простой работой, то теперь это почти забытое искусство. И по сегодняшним меркам - трудозатратное.
Житель деревни Ларионово Николай Александрович Шашков- — представитель почти исчезнувшей профессии. В его лаптях ходят сказочные персонажи почти на всех театрализациях в округе. Изделия украшают экспозиции в частных и государственных музеях. Покупают лапти и для личного пользования. Конечно по улицам в них никто не ходит. Сегодня лапти можно причислить к вещам ушедшего века. Да и настоящих лапотников днем с огнем не сыщешь. Как делать настоящие лапти, ни в старинных, ни в современных книгах не найти. Потому что умение это передавалось от отца к сыну и не нуждалось в описаниях. Между тем древнее ремесло забывать не стоит. Оно может пригодиться в самых разных ситуациях.
В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, "дышала", ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней.
Исследователь края Михаил Александрович Плотников автор обобщающего исследования "Кустарные промыслы Нижегородской губернии" (1894) в своем труде так описал лапотный промысел: «В Семёновском уезде в 98 селениях все местные жители занимались плетением лаптей, Занимаются обыкновенно лапотники зимний период с 1 октября до Пасхи. В Семёновском уезде всей семьёй, в других — исключительно мужчины. Работников по малодоходности промысла нигде не держат, учеников тоже — по простоте приёмов. Хотя при плетении лаптей особенного искусства не требуется, однако работа может отличаться большей чистотою и аккуратностью; Лапти вырабатываются 3-х сортов: „некрещённые", для дорожной ходьбы, отличающиеся большей грубостью материала, „ступни“ для домашнего ношения и "мелкие лапти", исключительно из лыка, из мелких лент, и тщательно выплетенные.
Инструменты, употребляемые для плетения лаптей, крайне просты и дёшевы и почти не требуют ремонта. Это кочедык, ножик Деревянная колодка приготовляется самими лапотниками. — Материалом для лаптей служат лыко и береста. Добываются они разными путями, смотря по местонахождению промысла, но большей частью и вырабатываются самими кустарями.
Семеновские лапотник в сутки делает 5 пар мужских и женских лаптей. Работа зимою продолжается с 12 часов ночи до 6—7 вечера, а весною с 3 часов утра до 9—10 вечера, иногда часов до 10 в сутки. "Встаёт лапотник на заре, тотчас принимается за лапоть и без отдыха плетёт его целый день, часов до 10-ти вечера, иногда плетёт, плетёт, да так и уснёт с кочедыком в руке“.
Лапотники Чистопольской волости Семёновского уезда сбывают свои лапти приезжим торговцам из Пучежа (Костромской губернии) или в Городец, с. Бор или местным скупщикам. Размер среднего заработка кустаря лапотника и его семьи по 50—60 коп.—на неделю. Иногда этот промысел приносит прямой убыток, но такие случаи стараются скрыть от соседей из стыда.
По общему убеждению всех исследователей промысла, ему грозит неизбежный упадок, вследствие вздорожания лыка и конкуренции кожаного и валеного сапога. Многие селения, ещё недавно славившиеся производством лаптей, уже покинули промысел; Искусственной поддержки по своей малодоходности промысел не заслуживает». Как видно из приведенного описания, лапотный промысел в семеновском уезде еще на рубеже 19 и 20 веков постепенно угасал.
Но исчезло ли само ремесло в указанный период в нашей местности?
Это вряд ли. Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.
Так ли оно незатейливо это лапотное ремесло? «Не учась и лаптя не сплетешь»- говорит русская поговорка. Каждое ремесло обладает своим багажом знаний и лапотное в том числе. Для добычи необходимого для изготовления лаптей лыка крестьяне отправлялись в лес целыми артелями. Заготовка этого материала шла весной, когда на деревьях только начинали появляться первые листочки. Лыко связывали в пучки и хранили на чердаках. К работе приступали зимой, когда заканчивались работы в поле. Перед плетением лыко в течение суток замачивали в воде. Размоченную кору соскабливали, оставляя только луб.
Расположившись в избе на лавке, лапотник принимался за дело. Для лаптя-пятерика брал пять концов лыка (для пары - в два раза больше), цыновал их, то есть снимал кору, оставляя чистым луб. Молодое лыко достаточно было просто поскоблить ножом-экономкой. Само плетение много времени не занимало. На пару лаптей мастеру требовалось часа три-четыре, не более.
Готовые, еще влажные лапти с целью удаления с них волокон и для придания им специфического аромата костра опаливали над огнем. В старину это делали над небольшим костром, разведенным на загнетке , прямо перед входом в печь, или просто над горящей лучиной. Волокна быстро подсыхали и сгорали. В самом конце к лаптям привязывали оборы - особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей. Осталось только ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена - и в добрый путь!
Как уже говорила, сегодня лапотным ремеслом в семеновском районе занимается один единственный человек- Николай Александрович Шашков- житель д. Ларионово. Это занятие Николай Шашков освоил в трудные девяностые. Вспомнилась тогда поговорка: "Станешь лапти плесть, как нечего есть". Вспомнил как его сосед, еще в семидесятые годы, во времена расцвета подсобных промыслов в колхозе «Верный путь» плел лапти для местных старообрядцев. В те годы мочало можно было раздобыть без труда. В одном из колхозных цехов производили кисточки, щетки мочалки. Для староверов лапти имеют похоронное обрядовое значение. Отдавая дань традиции, Николай Шашков занялся лапотным ремеслом. Научился ремеслу сам, по книгам. Стали поступать заказы из Москвы, штук по 50. Появился определенный заработок.
На удивление спрос на изделия имеется и сегодня, как утверждает сам мастер. Чаще всего заказывают лапти старообрядцы для похоронного обряда. Покупают их и туристы. « Если есть спрос- будет и предложение» - утверждает Николай Шашков.
Ольга Савельева. Статья написана в рамках реализации проекта Президентского Фонда Культурных инициатив «Мастера Керженского края».