Фотография как коммуникативное творчество включает три важнейших аспекта. Во-первых, ремесло, мастерство и стиль. Во-вторых – информация или содержание. В третьих – контексты.
Контексты – система взаимосвязанных обстоятельств, в которых работают художники, обусловленных историческими тенденциями и традициями, социальными моделями, культурной средой, интеллектуальными стратегиями, индивидуальными задачами и многим другим. Контексты формируют содержание и интерпретацию искусства. Таким образом, контекст является его закономерным измерением как с точки зрения создания, так и с точки зрения восприятия и понимания. Множество составляющих определяют смыслы: где и когда была сделана работа (объект, место, время, страна); почему она сделана именно так, о чем говорит автор.
Контекстуализм – взгляд на культурную семантику произведения – может углубить понимание работы и даже изменить первое впечатление. Получая некоторую дополнительную информацию о времени и художнике, зритель оказывается вовлеченным в исследовательское пространство, т.к. все произведения искусства, включая фотографические, существуют в нескольких контекстах одновременно.
Исторический контекст – один из самых важных для фотографии, онтологически запечатлевающей время. Аудио-проект «Контексты» родился в тревожное время неопределенности: пандемия COVID-19 изменила все планы, заставила остаться дома, разобщила… Мы решили предложить фотографам, чьи работы представлены в коллекции музея, принять участие в проекте, который позволил бы переосмыслить работы наших современников, узнав чуть больше об истории, идеях, времени. А еще и о самих авторах. «Контексты» – это способ узнать что-то новое об известном, это уникальный аудиоархив, начатый нами, и на продолжение которого мы надеемся. А еще это привилегия слышать голоса фотографов; некоторые из них уже не с нами…
Какие формы подачи фотографии более органичны? Цифра или аналог? Серия или отдельный снимок? Момент или протозамысел? Мы предложили фотографам ответить на несколько вопросов, может быть, банальных, но непреходящих.
В стремлении утвердить свою эстетическую программу и систему ценностей фотографы обращаются к разным понятиям художественности. Не ставя напрямую вопрос о том, является ли фотография искусством, они косвенно отвечают на него, определяя для себя профессиональные ориентиры. Кому-то особенно важно подчеркнуть, что фотография не сводится к получению снимка и куда шире любого другого вида искусства; другим важно настоять на своей свободе художника. Для одних художественность выступает естественной альтернативой репортажности, в советский период подразумевавшей подчинение идеологическим установкам; другим необходимо обозначить, что социальная роль документалистики важнее современной конъюнктуры арт-рынка. На то, каким образом развивались эти споры, сильно влиял советско-российский контекст: отказ фотографам в праве создавать организации и союзы по аналогии с художественными или литературными организациями, но при этом транслирование официальных эстетических норм и представлений о нормативной художественности образа; радикальная перестройка индустрии, в которой востребованными стали другие творческие стратегии. Точку зрения художника невозможно свести к паре коротких формул. Иногда за противоположными ответами фотографов на вопрос о том, как связаны фотография и искусство, скрывается близость их позиций. Но часто острота и провокационность влечет за собой конформизм, а внутренние сомнения остаются невысказанными. Диалог открыт.
Контексты. Фотографы о себе и фотографии. Страница проекта
#фотографияговорит
#контексты