Специалисты предлагают изменить парадигму российской «нефтянки».
Шестой пакет антироссийских санкций, который согласовал Евросоюз, ознаменовался тем, что ЕС вводит эмбарго на поставки нефти из РФ. Блокирование транзитного морского пути, по подсчётам европейских экспертов, приведёт к тому, что уже через полгода поставки из России сократятся на 90%, а ущерб для РФ составит около 10 млрд долларов.
Здесь сразу же хочется отметить, что данную многоходовку предвидели и в России.
Поэтому РФ уже переориентировалась на развивающийся быстрыми темпами Восток: Китай и Индию. Для понимания, впервые в истории Азия умудрилась обогнать Европу и закупила у РФ больше нефти, чем европейские «товарищи-санкционеры».
Здесь, конечно, важно осознать, что геополитика диктует свои условия.
И сегодня это означает, что Россия должна изменить парадигму работы нефтяной отрасли. Так наша страна не только сможет нивелировать все прогнозируемые риски, но и будет успешно развиваться. Об этом основной акционер и вице-президента ПАО «Лукойл» Леонид Федун написал целую заметку.
ForPost также попробовал выяснить, а есть ли у РФ шанс сохранить жизнедеятельность нефтяной отрасли.
Ещё по теме: Ждать ли нам падения цен на бензин на 30%?
Причины и следствия
В сегодняшнем виде нефтяная отрасль РФ была сформирована ещё в первой половине двухтысячных.
Мы получили высокотехнологичное производство с высокими экспортными доходами в таком соотношении: 40% перекрывали затраты нефтяных компаний и это вместе с прибылью, 30% — это отчисления в государственный бюджет и ещё 30% — в валютные резервы страны.
Валютные резервы — самый интересный нюанс.
По сути, это приобретение государственных ценных бумаг, преимущественно выпущенных Федеральной резервной системой Соединённых Штатов Америки и Центробанком Европейского Союза.
При этом после того, как РФ признала Донбасс, то как раз эти самые резервы и были заблокированы.
В итоге все поняли, что данная финансовая модель миропорядка является опасной для многих государств. К тому же метрополии Запада благодаря старой системе могли внедрять и внедряли нам (и другим странам) свою внутреннюю инфляцию, тем самым ограничивая нашу (и их) независимость.
Если говорить простыми словами, то «мы можем забрать ваши деньги, а нам за это ничего не будет».
Теперь уже совсем очевидно, что пришло время менять эту модель. Конечно, переход на новую займет годы, но зато у РФ есть шанс возглавить этот процесс.
Со слов кандидата экономических наук Михаила Беляева, в процессе перепланирования у России появятся новые перспективы. Больше того, они уже есть — это решение отказаться от расчёта в долларах.
«Сейчас нет драматической границы между валютным заработком и рублёвым. То есть если мы зарабатываем на нефти, в том числе в валюте, это не означает, что сверхприбыли не нужно направлять на формирование государственных резервов, нам без них нельзя. Но хранить их нужно в рублях, раз в долларах и евро это стало рискованно», — сказал Беляев в разговоре с ForPost.
Кроме того вице-президент ПАО «Лукойл» в своей статье справедливо вопрошает: зачем России наращивать объёмы производства нефти и делать скидки партнёрам, если можно не разбазаривать запасы углеродов, сохраняя национальные ресурсы?
Действительно, ведь можно продавать сырьё дороже, но в меньших объемах.
К примеру, не 10 барр. сырца не по 50 долларов, а семь барр. по 80 долларов?
И это весьма справедливые замечания, отмечает Михаил Беляев. Правда, нельзя забывать про интересы государства и о его планах по развитию корпораций.
Вот эти моменты и должны уравновесить объёмы добываемой нефти.
«Ещё Аристотель разделял понятие «экономики», относящейся к государственным интересам, и понятие «хрематистики», то есть личного обогащения. Иными словами, индивидуальная точка зрения каждого агента рынка должна координироваться с общегосударственными интересами. Государство не может руководствоваться соображениями сиюминутной прибыли», — пояснил Беляев.
Ещё по теме: США и нефть: не только Россия многое поставила на карту
Нужны изменения
С точки зрения Федуна, проблемы, о которых сказано выше, вполне решаемы при изменении общепринятых и уже устоявшихся норм и правил существующих в нефтяной отрасли России, а так же в случае снижения добычи сырья.
К тому же, при сложившейся ситуации очень важно сохранить все соглашения и связи в рамках ОПЕК — объединении крупных производителей и экспортёров нефти, регулирующих мировую добычу сырья путем квотирования.
Эта организация объединяет в себе те страны, которые имеют возможность заместить на мировом рынке нефть РФ, отмечает автор. И это, прежде всего, производители ОАЭ. Поэтому России необходимо согласовывать все свои шаги с этими странами.
«Со временем по мере роста мирового спроса на углеводороды и развития экспортной инфраструктуры, ориентированной на восточное направление, у России появится возможность вновь нарастить добычу нефти, сохраняя формат взаимодействия ОПЕК+», — пишет Леонид Федун.
Вместе с тем, комментируя наши отношения со странами ОПЕК, экономист Михаил Беляев отметил, что относиться к этому объединению, как к дружественному, нельзя, поскольку уход с рынка, неважно по какой причине, чреват огромными потерями.
«Все эти международные договорённости, когда речь идёт о прибыли и доле рынка, значат очень мало. Если ты один раз покинул рынок, то вряд ли сможешь вернуться. Речь идёт о больших деньгах, а ОПЕК — это не кружок единомышленников, и если арабы ещё как-то между собой договорятся, то мы для них чужаки. Значит тут Россия должна предложить им то, чего у них не хватает, например, поддержку в политическом и военном плане», — высказал мнение эксперт.
Следующий не менее важный вопрос — это надёжность доставок морским транспортом вместе со страхованием грузов.
Санкции в отношении России привели к росту стоимости фрахта судов и страхования грузов.
Ещё по теме: Ждать ли нам падения цен на бензин на 30%?
К этой же цепи трудностей можно отнести и строительство собственного танкерного флота, куда так же входят танкеры «река-море».
Федун уверен, что в таком случае это могло бы способствовать развитию новых морских путей доставки отечественной нефти. В частности, через Турцию, Иран и страны Средней Азии.
Ну и конечно же, чтобы оказать помощь отрасли, в России необходимо усовершенствовать налоговое законодательство, отметил вице-президент ПАО «Лукойл».
Проблема состоит в том, что нефтяной отрасли России приходится умело балансировать между спросом и предложением, то размораживая, то замораживая скважины. А это удовольствие не из дешёвых. Однако сегодняшнее налоговое законодательство совершенно не принимает во внимание эту сторону нефтедобычи.
Между тем экономист Михаил Беляев, отнёсся скептично к возможному снижению налогового бремени на российские нефтяные компании.
«Тут просматривается корпоративный интерес, мол, раз мы поддерживаем державу, то давайте снижать налоги. Но если есть зазор прибыльности, государство не обязано таким образом поддерживать более чем прибыльную отрасль. Во всяком случае на данный момент это так», — подытожил Беляев.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.