«Через сто лет отживут все готовые заведения – училища, гимназии, университеты, и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения» (Толстой).
В этом тезисе Толстого заложена перспектива самообразования (общего и профессионального) и, соответственно, необходимость в учебниках-самоучителях.
В качестве образцового самоучителя (учебника жизни) следует считать большую книгу Л. Толстого «Круг чтения», цель которой писатель сформулировал в Предисловии «дать большому числу читателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждающего лучшие мысли и чувства».
А далее важно задуматься, на какой научной основе следует создавать учебники-самоучителя для детей, подростков, юношей и девушек (школьников как «категории» учащихся уже не будет).
По нашему мнению, учебники-самоучителя могут быть написаны только на основе мотивационной концепции воспитания и образования академика РАН П. В. Симонова (всемирно известного ученого) путем удовлетворения потребностей роста и развития детей, подростков, юношей и девушек педагогическими средствами, а именно: биологической потребности в саморазвитии в детстве, идеальной потребности в самопознании в отрочестве, социальной потребности в самоопределении в юности и далее по жизни социальной потребности в самосовершенствовании (личностном и профессиональном).
Примером таких учебников-самоучителей могут служить книги по культуре здоровья (валеологии), изданные в Санкт-Петербурге (1994-2006 г. г.).
Для детей:
Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра;
Зайцев Г. К. Уроки Айболита;
Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки.
Для подростков:
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма;
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики;
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности.
Для юношей и девушек:
Зайцев А. Г., Зайцев Г. К. Педагогика счастья: Валеология семьи.
Заметим, что указанные книги не нуждаются в учителях. Они построены так, что мотивируют читателей на самообразование, развивают у них способности, формируют их личность, готовят заниматься должным образом (профессионально) собственным здоровьем.
Об актуальности данной предметной области говорит много не приходится: грозящие населению хронические пандемии лучше, как известно, предупредить и легче преодолеть, имея сильный иммунитет.
Таким образом, осталось создать (например, на конкурсной основе) учебники-самоучителя по другим предметным областям нынешнего школьного образования. И тогда прогноз Толстого быстрее сбудется. А прогноз гения верен.