Продолжаем знакомить вас с серией открыток «ПАРОВОЗЫ-ПАМЯТНИКИ»! Сегодня материал посвящён Эш-4375 — «Комсомольцу»!
Паровозы серии «Эш» были построены в 1920-х годах в Швеции по заказу Советского правительства. Самым известным из них стал паровоз № 4375 «Комсомолец». Он был построен в 1923 году на шведском заводе «Нюдквист и Гольм» по советским чертежам. Буква «Ш» в индексе его названия указывает на его шведское происхождение. До войны паровоз был приписан к депо Ленинград-Финляндское и водил товарные поезда от станции Ленинград-Сортировочная.
В годы Великой Отечественной войны этот локомотив обслуживал легендарную Дорогу Жизни, связывавшую блокадный Ленинград со страной. Грузы на баржах доставлялись на западный берег озера, и далее паровозы вели составы с продовольствием и топливом в город. Условия работы поездных бригад не отличались от фронтовой передовой: они водили составы при постоянных артобстрелах и бомбёжках вражеской авиации. В депо паровозы часто приходили в полуразрушенном состоянии.
На паровозе Эш-4375 работала одна из лучших бригад локомотивного депо ТЧ-12, в состав которой входили старший машинист В.М. Елисеев, машинисты В.А. Еледин и А.А. Самойлов, помощники машиниста И.П. Беляев и В.У. Соболев, кочегар И.И. Жигалов и политрук Я.И. Кондратьев.
К прорыву блокады в 1943 году паровоз Эш-4375 получил множество повреждений и его отправили в Москву на капитальный ремонт. Там он продолжил работать после окончания войны. В 1969 году его разыскал бывший машинист В.А. Еледин и способствовал его отправке в Ленинград в депо Ленинград-Финляндское. В 1970 году «Комсомолец» установили в качестве памятника на станции «Ладожское озеро». Закрепленная памятная табличка рассказывает о подвиге паровозной бригады: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге Жизни».
В 2000 году, в 55-ю годовщину Великой Победы, рядом с паровозом был установлен памятный крест как дань уважения и почитания подвига всех тружеников и защитников Дороги Жизни.
Следующее памятное событие в жизни Эш-4375 произошло в 2014 году. Паровоз-памятник отправился на реставрацию в Депо Санкт-Петербург-Сортировочный. А вернулся на свою почётную стоянку локомотив в канун 70-летия Победы, в 2015 году. Тогда же позади его тендера на фрагменте рельсового пути появилась колёсная тележка грузового вагона.
Больше открыток по тэгу: #ИсторияОдногоПредмета
Открытка «Паровоз Эш-4375» — «Комсомолец»!
31 мая 202231 мая 2022
93
2 мин