Найти тему
Lace Wars

Любимая шпионка Черчилля и Флеминга

Кристин Гренвилл была любимой шпионкой Уинстона Черчилля, и в Великобритании является довольно знаменитой персоной – не как Николай Кузнецов у нас, но близко. В действительности ее звали Кристиной Скарбек, и родилась она не в Англии, а в Варшаве, в тогда еще Царстве Польском в составе Российской империи.

Кристина появилась на свет в 1908 году, и была второй дочерью богатого банкира графа Ежи Скарбека. В биографических справках в качестве года рождения иногда фигурирует 1915, но это неверно – Скарбек сама «скинула» себе семь лет, когда впоследствии получала британское гражданство. До определенного момент в ее жизни не было ничего выдающегося, она росла так, как и положено расти «золотой молодежи» - лыжные курорты, светские мероприятия, гувернеры и репетиторы. И, возможно, так дела шли бы и дальше, но почтенный банкир пан Скарбек оказался человеком, склонным к авантюрам. Промотав все свое состояние, он в 1930 году благополучно отбыл в лучший мир, оставив семью жить так, как Бог пошлет.

Вместо богемных тусовок и лыжных курортов молодой Кристине пришлось, о ужас, устраиваться на работу. Она некоторое время проработала в офисе дилерского центра концерна «Фиат», однако вскоре у нее начались проблемы со здоровьем – выяснилось, что единственной вещью, которую она унаследовала от отца, оказалось хроническое заболевание легких, обострившееся из-за автомобильных выхлопов. Врачи посоветовали девушке перебраться в места с более чистым воздухом, и она переехала поближе к горам. Там она не только поправила здоровье, но и выиграла в 1931 году местный конкурс красоты, удостоившись титула «Мисс Лыжня», чему также поспособствовало увлечение горными лыжами времен обеспеченной юности.

Довольно быстро Кристина обзавелась длинным хвостом из ухажеров, и в 1938 году связала свою жизнь с неким Ежи Гижицким. С ним она через год переехала в Африку, поскольку муж получил пост в польском посольстве в Эфиопии.

В 1939 году, после вторжения нацистов в Польшу и начала Второй Мировой войны, супруги перебрались в Лондон. Когда Черчилль в 1940 году создал Управление специальных операций (SOE) для организации диверсионных акций против нацистов, Кристина захотела стать агентом, причем не просто тусоваться в офисе на бумажной работе, а работать в «поле». Получив новое имя Кристин Гренвилл, она отправилась на первое задание: была выброшена с парашютом в гористой местности у границ Польши, самостоятельно пересекла эти горы и проникла в страну.

В 1941 году ее схватило гестапо. Понимая, что к ней будут применены самые жестокие пытки, и она едва ли сможет их выдержать, Кристина пошла на хитрость – она прикусила язык и начала кашлять кровью, симулирую симптомы больного туберкулезом. Когда ее доставили в тюремную больницу, ей сделали рентген грудной клетки. И тут мы вспоминаем ее наследственную легочную патологию, которая по удивительному стечению обстоятельств стала ее спасением. На рентгеновском снимке ее легкие выглядели больными, вдобавок она продолжала кашлять кровью, из-за чего немецкие врачи ее просто отпустили, решив, что она, во-первых, уже не жилец, а во-вторых человек с настолько запущенным здоровьем вряд ли является агентом.

В 1944 году немцы захватили трех агентов союзников: полковника Каммартса из Скотланд-Ярда, капитана Секретной службы США Соренсена и майора Зейна Филдинга. Их задержали на КПП, когда они пытались проникнуть в немецкий тыл в машине Красного Креста. Агентов собирались расстрелять, и Сопротивление не успело организовать спасательную операцию. Тогда Кристина предстала перед местным командиром, майором Фрицем Харланом, и заявила, что она – британская шпионка и… племянница фельдмаршала Монтгомери. Харлан сначала решил, что это пранк – зачем неприятельскому агенту (тем более – родственнице самого Монтгомери) просто так себя раскрывать. Но Кристина сообщила, что она, вообще-то, не сдаваться пришла, а явилась требовать освободить трех схваченных агентов. Если же с ней или хотя бы с одним из них случится что-то плохое, союзники вздернут и Харлана, и всех его людей. Чтобы окончательно убедить немца, она в подробностях рассказала о положении дел на различных фронтах и ​​о том, что Монтгомери уже был очень близко к тому месту, где они находились.

На дворе стоял 44-й год, и уже даже Гитлер не говорил о скорой победе и требовал от своих войск сопротивляться до последнего. Харлан размышлял над предложением 11 часов, после чего отпустил всех четверых восвояси. Кристина Скарбек дождалась победы в войне, однако в Польшу уже не вернулась, оставшись в Лондоне. Несмотря на заслуги и россыпь наград, она мало что не бедствовала, и в течение нескольких послевоенных лет успела поработать телефонисткой, официанткой, продавцом и бортпроводницей. Кристин Гренвилл, она же графиня Кристина Скарбек, умерла 15 июня 1952 года в Лондоне. Ее зарезал ножом отвергнутый поклонник. Согласно некоторым сведениям, именно она стала прототипом персонажа Веспер Линд в книге создателя «бондианы» Яна Флеминга «Казино Рояль».