Совершенно "отдельный" альбом и "отдельная" группа, которую невозможно отнести ни к одному направлению. "Джаз-рок", "авангард", "психеделия" в случае Soft Machine лишь условности, которые просто дают понять, что это - "не простой рок" и "не простой джаз". Грубо выражаясь, это что-то на стыке свободного джаза, джаз-рока и психеделического рока - вот так долго и неуклюже объяснять - стоит ли? Ни на что не похожая, завораживающая музыка с непредсказуемыми мелодиями и сменами гармонии в песнях, которые, вроде бы, начинаются как "нормальные песни" и потом уходят в какие-то совершенно другие измерения - и это не метафора. Hope For Happiness, начинающаяся с голоса Уайатта, с длинной ноты - полушепота-полукрика - оказывается, хоть и непредсказуемой, но песней с вполне хипповским текстом. Однако, она ломается атональными аккордами клавиш, выливаясь в психеделический , "плывущий" инструментал Joy Of A Toy и снова возвращаясь к начатой песне - с теми же резкими аккордами. Моя любимая Why I'm Short? - трагично-юмористическая "нормальная песня" без перерыва выливается в свободное плавание аккордов, ритмов, звуков сразу двух следующих композиций. Праздник британского психеделического рока - до конца первой стороны пластинки. Послание Уайатта Save Yourself незаметно переходит в клавишную пастораль Priscilla, которая теряется в Lullabye Letter и так дальше - трудно понять, где кончается одна песня и начинается другая - альбом монолитен и разнообразен - и по звучанию, и по мелодиям, гармониям, динамике, это слушание для любознательных - и для тех, кто готов просто абстрагироваться и воспринимать музыку не ориентируясь на устоявшиеся правила, штампы, и не стесняя себя самоцензурой выученных музыкальных законов. Vol.1 - первый полноформатный альбом группы, хотя ряд песен записанных в этот же период выходит уже давно на разных компиляциях - это песни с Дэвидом Алленом, одним из основателей группы, в силу обстоятельств, не дождавшимся записи первого большого альбома, но зато собравшего бессмертный "Гонг".
2