Существует достаточно твердое убеждение, что армия Московского государства имела огромное количество воинов. Иностранцы, посетившие Россию в XVI-XVII веках, взахлеб пишут о сотнях тысяч бойцов, моментально появлявшиеся по первому зову великого князя. И что самое интересное, данное убеждение живо и по сей день. Почему так получилось?
Интересно сообщение Иоанна Пернштейна, посла императора Максимилиана II при Московском дворе в 1575 году. Он пишет: «Ратным людям, при отправлении и возвращении с войны, он не только что не дает денег, но еще они платят ему джулию с человека, под предлогом того, чтобы можно было проверить число отправлявшихся и возвращавшихся из похода. Меня уверяли Немцы, Москвитяне и Поляки, оставшиеся на службе при Великом Князе, что он может, в течении 40 дней; собрать 300 тысяч отличных стрельцов (“Archibusieri”), что, хотя и кажется невероятным, однако же они клялись мне в том».
Здесь заслуживает внимание то, что « они клялись мне в том». Как правило, иностранцы сведения получали от самих московитов или от их соотечественников на службе царя. Получали в приватных беседах или на пиру под кубок хмельного меда. И конечно, любой московит начнет хвастаться и рассказывать, какую силу он может выставить. А правительство особо этому и не препятствовало, а возможно даже и поощряло. Как говорится: «Пущай боятся, и знают, с кем будут иметь дело» В общем, нормальная «утка» в условиях непрекращающихся войн.
Сомнения послов и других «туристов» в сотнях тысяч войск московского «узурпатора» были, но они рассеивались, как только глаз видел огромные просторы страны. Логика проста. Раз такая территория, то и население большое, а раз большое население, что и число бойцов огромное. В тонкости особо не вдавались; много земли, много воинов.
И еще одно интересное замечание. Татары. Ни для кого не секрет что татары служил в русском войске, они участвовали в военных кампаниях, их знать была представлена при московском дворе, их видели, с ними общались, с ними воевали. И здесь логика так же проста. Раз татары, с «раскосыми глазами», то сразу образ Чингисхана, Батыя, Атиллы. В представлении тогдашнего европейца это бесчисленные, жестокие орды, которые кроме ужаса и разрушений ничего не несут. Причем орды огромные, иначе быть не могло.
Таким образом, бахвальство московитов в сочетании с огромными просторами страны, да еще умноженное на татар и создавало впечатление огромной московской армии, которая в реальности, по численности, была сопоставима с аналогичными армиями того периода. По сути, вот так и рождаются мифы, которые живы до сих пор.
Автор - Михаил Фомичев