На время жизни Майи Кузьминичны Копытцевой (1924 — 2005 гг.) выпали и Великая Отечественная, и трудные послевоенные годы, и нелёгкие 90-е. Несмотря на это, она была счастливым человеком. Умела замечать красоту, видеть прекрасное в привычных вещах, посвящать этому свои работы и делиться светом и радостью со зрителями.
Глядя на картину "Сашенька", вспоминаю своё детство. Жили мы тогда в городе, но в частном доме. В жаркие летние дни, бывало, мама с утра выносила в огород тазик, наливала воду, и к полудню она нагревалась. И я так же, как девочка на картине, плескалась в тазике. Сколько радости тогда доставляли эти купания!
Очень трогательны картины Копытцевой, посвящённые детству! Пробуждая воспоминания, эти картины ненадолго возвращают зрителя в его счастливую пору беззаботного детства, когда деревья были большими, а проблемы довольно просто решались.
Простые сюжеты, но столько в этих работах света и доброты!
А детство самой Майи было далеко не безоблачным. Она родилась в 1924 году в Гагре, в солнечной Абхазии. Но в 1926 году родители с маленькой дочкой переехали в Ленинград. И с этим городом, ставшим для Майи Копытцевой родным и самым лучшим на Земле, связана вся её жизнь. В 1938 - 1941 годах Майя занималась в изостудии Дворца пионеров. В 1941 году была принята в среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. В феврале 1942 года вместе с другими учащимися художественной школы была эвакуирована в Самарканд, где жила до 1944 года.
Вернувшись в Ленинград, в 1945 году Майя заканчивает художественную школу и поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на архитектурный факультет, с которого в 1946 году перевелась на факультет живописи.
Обучаясь в "репинке", в 1947 году вышла замуж за однокурсника Анатолия Левитина, который стал ей не только мужем, но и единомышленником, и другом на всю жизнь. Майя и Анатолий прожили вместе 58 счастливых лет. Родившиеся у них сыновья Андрей (родился в 1947 г.) и Дмитрий (родился в 1950 г.) впоследствии тоже закончили "репинку" и стали известными художниками. Так сформировалась династия.
В семье царили любовь и взаимопонимание. О том, как муж и сыновья относились к Майе Кузьминичне, говорят написанные ими её портреты. Можете посмотреть некоторые из них в галерее ниже.
В 1951 году Майя окончила институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Такая же квалификация была присвоена и её супругу, тоже закончившему вуз в этом году. И началась их активная творческая деятельность.
В 1954 г. Копытцева была принята в Ленинградский Союз художников. С 1953 года каждое лето супруги с детьми жили и работали на Академической даче, в деревне Малый городок, где были написаны их многие лучшие произведения.
Майя Кузьминична Копытцева писала в разных жанрах, но наиболее успешно работала в жанре натюрморта. Её натюрморты очень разные: от спокойных лирических до фовистически ярких, колористически насыщенных.
Очень мне нравится творческий беспорядок на рабочем столе: книги, ежедневник, журнал "Новый мир".
Шикарен приведённый ниже натюрморт. Всё в красной цветовой гамме. Красная скатерть, красная посуда и красные яблоки. При этом красный цвет не вызывает тревоги или беспокойства, а наоборот, радует и заряжает позитивом.
«Строго говоря, — писал А. Левитин, — если придерживаться научной классификации жанров, то большинство работ Копытцевой неправильно называть натюрмортами. Они не соответствуют строгому понятию Nature-mort. Это живописные поэмы, соединяющие элементы натюрморта и пейзажа. Там всё живое: сорванные с дерева с каплями росы яблоки, только что росшие в поле клевер или ромашка на фоне сада, с колеблющимися на ветру листиками, кусты белой и цветной сирени. Один из излюбленных мотивов Майи — антоновские яблоки. Обычно она размещала их на тёмно-коричневом деревенском стуле. Они росли на одном дереве вместе с грушовкой. Майю Копытцеву можно считать создателем жанра, которому ещё не придумано названия. Техника её живописи тоже была своеобразна, писала она без подмалёвки и с куска. Работала быстро, поскольку всё было ясно. Вместо проработанных эскизов всегда делала быстрые форэскизы карандашом, цветными карандашами и иногда акварелью. Всё время в уме „писала“, находя в натуре самое тёмное и самое светлое, анализируя тональные и цветовые отношения»
Для своих постановок Копытцева часто использовала ткани, украшенные орнаментами. Фантастически красиво смотрятся белые хризантемы на фоне наброшенного на стул павлопосадского платка.
Часто главными персонажами натюрмортов становились яблоки. Антоновка — созревающий в октябре отечественный сорт яблок был особенно любим художницей, и яблоки этого сорта присутствуют на многих её картинах.
Многогранный талант Копытцевой не ограничивался натюрмортами. Прекрасны и написанные ею портреты, пейзажи и интерьеры.
«В доме, расположенном на самом высоком холме, у дороги, в деревне Горо«док жила колоритнейшая старуха — Анна Николаевна Николаева, портреты с которой писали несколько поколений художников. Баба Нюта (так ее называли художники) любила Майю, потому что она отличалась от многих приезжих горожан тем, что не задавалась и во всем, чем могла, помогала ей».
Анатолий Левитин. Из книги «Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг»
«В изображении девушки сконцентрирована удивительная психологическая сила постижения состояния, переживания, утверждения красоты, красоты облика и чувства. В немалой степени это выражено в том, как написаны глаза (давно уже не встречал такого емкого, искреннего, пронзительного взгляда), как гармонична просветленная серебристая живопись под стать прекрасной модели.»
Так писал о приведённом ниже портрете искусствовед Анатолий Федорович Дмитриенко.
Также Копытцева была замечательным графиком.
В 1989–1992 годах работы Майи Копытцевой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L'ЕcoledeLeningrad во Франции. В 1997 году Майя Кузьминична была удостоена почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
Майя Копытцева была не только хорошим живописцем, но и незаурядным человеком. Друзья и близкие ценили её за острый ум, независимый и прямой характер, безразличие к чинопочитанию.
Один маленький, но яркий пример, характеризующий Майю. В 1951 году, заполняя анкету отдела кадров для приёма в Союз художников, в графе «Какими иностранными языками владеете» М. Копытцева написала: «Французским, плохо. И с каждым годом всё хуже».
«Майя Кузьминична Копытцева! Уникальный человек, сохранивший свои принципы правды в искусстве до конца своих дней. Большой и настоящий художник!
Это был человек, для которого не существовало выдуманных людьми правил, условностей, дипломатии, той игры, по которой принято, кому и когда что говорить и кому за кем выступать. Она как ветер, как глоток чистого воздуха, врывалась в мир условностей и приспособленчества.
Будучи искренней и правдивой в искусстве, она переносила эти же принципы и в обычную повседневную жизнь, говоря подлецу, что он подлец, а гению — что он гений. В ней не было ни капли зависти, подхалимства, чинопочитания. Она открыто в глаза критиковала нарушивших святой обет правды в искусстве. Общаясь на самом верху иерархической лестницы среди академиков, народных художников, никогда не стеснялась делать замечания порой зазнавшемуся „мэтру“. Как говорила она сама, „она всегда была против тех условностей, против званий, после присуждения которых люди порой моментально глупели“».
Из воспоминаний С. Н. Врублевского.
Майя Кузьминична скончалась 6 июня 2005 года в Санкт-Петербурге на 82-м году жизни от рака щитовидной железы. Похоронена на деревенском кладбище вблизи от посёлка Серебряники на Академической даче.
Работы Копытцевой находятся в Русском музее, а также в других музейных собраниях России, в частных коллекциях в России и за рубежом. Её тонкая самобытная и колоритная живопись продолжает радовать зрителей.
В заключение приведу репродукции ещё нескольких произведений Майи Копытцевой. К сожалению, не для всех работ удалось найти названия и прочие сведения.