Кто и как попадает в медицинскую сферу? Примеров много и каждый уникален: кто-то после долгих скитаний попал случайно, кто-то настойчиво тянулся к романтизму, кого-то привел случай.
Порой это напоминает анекдот. Спрашивают у женщины с низкой социальной ответственностью, как она докатилась до такой жизни, почему выбрала именно эту профессию? На что та отвечает: «Ой, не поверите, тупо повезло»!
Самое парадоксальное, что в мир медмаркетинга войти можно из любой сферы, потому что там, на стороне медбизнеса, четко понимают, что медмаркетолог – зверь редкий, дорогой. Поэтому ищут специалистов, которые владеют базовыми навыками, необходимыми для выполнения задач, а дальше «воспитывают» под себя. Этим, кстати, и объясняется долгий период пребывания в медкомпаниях.
Нужно заметить, что на собеседованиях, HR, как правило, не зацикливается на релевантном опыте в смежной сфере. Уже сейчас можем констатировать тот факт, что такая практика весьма эффективна. Собственно, команда Happy Helpp яркое тому подтверждение.
Но дальше все! Выйти из медсферы невозможно. Будь ты трижды мега профессионал, резюме кандидатов даже не рассматривается. И это, на наш взгляд, странно. Давайте разберем по полочкам:
1. Медуслуги – это сложные услуги. Нужно понимать, что для привлечения пациента в клинику или медорганизацию нужна тонкая настройка. Мало того, что нужно упаковать предложение для каждой ЦА, выявив проблематику, так еще и не упустить медицинскую значимость. Два врача по цене одного не продают! Не продаются просто виниры – продается красивая улыбка, успешность, сексуальность.
2. Аналитика в медбизнесе более глубокая, сопровождающаяся сезонностью, покупательской способностью, агрессивным конкурентным окружением и пр.
3. Работа с креативом, социальными сетями, сайтом – это отдельная наука. Сколько ограничений со стороны законодательства, сколько подзаконных локальных актов нужно знать, чтобы не получить штраф.
4. Взаимодействие с пациентами – потребительский экстремизм в медицине зашкаливает и с этим тоже превентивно должен работать маркетолог.
5. Взаимодействие с внутренним клиентом – врачебное сообщество, администраторы, контактный центр. Мало того, что нужно правильно выстроить эффективную коммуникацию, так еще крайне важно анализировать и мягко корректировать действия коллег.
6. А PR и общение с подрядчиками, партнерами, opinion лидерами – это не просто заключить контракт с блогером, чтобы бренд упомянули в сторис с фирменным пакетом в руке. Это детальная проработка контента, визуала и Бог знает, чего еще.
7. Конференции, симпозиумы, выставки. Не самая легкая задача общаться с профессурой медицины. Кто работал, тот поймет. Это гибкое лоббирование интересов компании, без малейшего посягательства на авторитет профессора.
И вот после пройденной «школы жизни», когда медмаркетолог становится универсальным солдатом, работающим по 9-12 часов в день, так как чаще всего это фанатики своего дела с высокими моральными ценностями, становится не востребованным на рынке.
Скажите, где учат HR не брать людей с медицинского рынка? За редким исключением можно найти кейсы перехода в другие сферы, но это, чаще всего, молодые специалисты.
Почему не учитывается гибкость мышления медмаркетолога? Если специалист, более того, профессионал, сумел адаптироваться к ситуации неопределённости и это стало его рутиной, почему он, маркетолог, не может адаптироваться под мир продуктовой сетки? Почему человек, отстаивающий права пациента, ориентированный на частоту возврата пациентов в медучреждения, не подходит для HoReCa? И самое парадоксальное, смежные, казалось бы рынки: ФАРМ, дистрибуция медизделий, рынок медаппаратов и т.д., предпочитают людей из других областей?
В 90% случаев, если медмаркетолог прорвался до руководителя, который принимает финальное решение, то результатом собеседования становится выход кандидата на работу. Остается открытым вопрос, относительно HR...