Найти тему
ГТРК "Владимир"

В 1860 году началось строительство первого железнодорожного вокзала во Владимире

А спустя чуть больше года, 19 марта 1861 года, в столицу губернии прибыл и первый поезд!

Официальное же открытие первой железной дороги состоялось 11 ноября 1837-го года. Она была проложена от Санкт-Петербурга до Павловска. Во Владимирской же губернии начало работ по прокладке железнодорожных путей начались чуть более 20 лет спустя – весной 1858-го года. Немалую помощь в этом оказала Франция, рассказывает "Владимирская Русь".

Об этом, например, сообщает С.Д. Громов в своей статье железнодорожном строительстве во Владимирской губернии. На строительство дороги потянулись сотни крестьян не только из Владимирской, но и из Московской, Нижегородской, Рязанской, Орловской, и других губерний. В пределах Владимирской губернии на работах было занято до 15 тысяч человек. Ведущую роль в финансировании строительства железнодорожных путей во Владимирской губернии играл французский банк «Креди мобилье». При этом именно французы находились на ключевых постах в руководстве строительством.

Причем С.Д. Громов сообщает, что железная дорога через Владимирскую губернию могла пройти иначе. Рассматривалось три варианта.

Первый назывался «Южным». Он предполагал проложить рельсы чуть южнее – южнее Покрова, Владимира и Вязников. С технической стороны это был самый выгодный вариант - удобный рельеф местности, много дров. Но трасса проходила в стороне от основных фабричных центров.

Второй вариант назывался «Северным». Железную дорогу предполагалось проложить от Москвы, через Киржач, Юрьев-Польский, Шую и Балахну. То есть дорога бы могла и не быть во Владимире.

Ну и третий вариант – «Центральный». Через Покров - Владимир - Ковров - Вязники – Гороховец и далее в Нижний Новгород. Как вы уже, думаю, поняли, в итоге этот вариант и был выбран.

Первый поезд во Владимир прибыл 19 марта 1861-го года. Он приехал из Москвы. Тогда только что построенный участок железной дороги Москва-Владимир еще не был официально открыт. И всё же по нему решили пустить экстренный состав для доставки во Владимирскую губернию долгожданного "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". То есть получилось так, что с первым железнодорожным рейсом во Владимир пришла весть об официальной отмене крепостного права — важнейшей реформе Александра II.

А 14 июня 1861 г. состоялось официальное открытие участка железной дороги Москва-Владимир на протяжении 177 верст. В этот день в Москву был отправлен пассажирский поезд, состоявший из четырёх вагонов и десяти платформ. Однако, по сведениям из истории железной дороги, этот поезд в пути потерпел крушение, так как дорога не была полностью готова к эксплуатации.

-2
-3

Кстати, путь от Владимира до Москвы или наоборот по железной дороге в то время занимал чуть больше 6 часов!

Еще год спустя — с 1 августа 1862 г. — поезда из Москвы шли через Владимир уже до Нижнего Новгорода.

Но вот первоначальное здание вокзала не сохранилось: в 1975 году было построено новое, а старое снесено.