Найти тему

"Шестой", или Лучший истерн 80-х

Как вестерны, так и истерны никогда не претендовали на какие-то психологические глубины. В целом этот жанр склонен к достаточно схематичному изображению характеров героев. Главное все же тут не душевные метания персонажей, а их действия. Но иногда вот такой приключенческий фильм превращается в нечто бОльшее, чем было задумано изначально.

Фильм "Шестой" С. В. Гаспаров снял в 1981 году. Предвидя вопросы: называется он так, потому что Роман Глодов оказался шестым по счету начальником милиции в маленьком южном городе. Пять его предшественников были убиты бандитами. Те, кто смотрел эту ленты, наверняка помнят Пуговкина в роли Мироныча, который, осеняя себя крестным знамением, говорит: "Шестой!". Но (вот совпадение!) это еще и шестая полнометражная картина, снятая режиссером.

-2

"Шестой" - это классический истерн, в котором шестеро милиционеров молодой советской республики противостоят бандитам, терроризирующим округу. Они показаны достаточно ярко, один персонаж никак не спутаешь с другим. Гаспарову, как и Стерджесу с его "Великолепной семеркой" удалось так построить повествование, что мы узнаем о героях достаточно много без флешбэков. Вот Глодов, укравший когда-то в юности серебряные канделябры, чтобы помочь больным тифом и угодивший в тюрьму, где близко сошелся с "политическими" со всеми вытекающими.

Глодов (С. Никоненко).
Глодов (С. Никоненко).

Александр, врач, занимающийся во время студенчества революционной борьбой, ставший после революции аптекарем, потому что кто-то же должен готовить лекарства, и бросивший эту мирную профессию, чтобы помочь другу в борьбе с преступниками.

Александр (Т. Спивак).
Александр (Т. Спивак).

Аристарх, юный красноармеец из "простых", обожающий беременную жену Елизавету (М. Яковлева) и надеющийся на скорую победу трудового народа, отважный и бескомпромиссный. Обратите внимание на то, что тут Гаспаров показал не просто персонажа, но персонажа в развитии, ибо Аристарх к концу фильма меняется под воздействием более взрослых товарищей.

Ольга (Л. Белогурова) и Аристарх (Е. Бакалов).
Ольга (Л. Белогурова) и Аристарх (Е. Бакалов).

Павлик, щеголь-парикмахер, о котором можно сказать "внешность обманчива". Кстати, сыграл его Владимир Грамматиков, режиссер великолепного фильма "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и многих других.

Портной, Павлик (В. Грамматиков) и Охрим (М. Кокоев).
Портной, Павлик (В. Грамматиков) и Охрим (М. Кокоев).

Увалень Никита (С. Ульянов), цирковой борец и добрая душа. Охрим, полу-абрек, который больше любит лошадей, чем людей. Он и гибнет, помогая своим любимцам.

Охрим (М. Кокоев) и Глодов.
Охрим (М. Кокоев) и Глодов.

С самого начала внимание и любовь зрителей сконцентрирована на этих положительных героях. Что интересно, мы практически не видим лиц их противников и только в конце узнаем, кто их главарь. Здесь полутонов нет: наши - герои, враги - негодяи. Это истерн. Но эту однозначность и полярность скрашивают как достаточно живые образы героев, так и город, в котором происходит действие.

Следователь Данилевский (М. Козаков).
Следователь Данилевский (М. Козаков).

В фильме он не назван (снимали в Гурзуфе), но мы как будто чувствуем запах листьев, аромат цветов, тепло нагретых солнцем камней, слышим пение птиц. Мы проходим вместе с Глодовым по узким старым улочкам, мы вместе с Охримом ласкаем лохматого пса, вместе с Александром улыбаемся маме. Все это хорошо знакомо и нам. Парадокс, да? Фильм, сделанный по точным лекалам вестерна (хорошие парни с оружием против плохих парней с оружием, схватки, перестрелки, погони, нападение на поезд и пр.) оказался очень близким российским зрителям. И еще этот фильм возвращает в детство. Когда-то я смотрела его в кинотеатре "Россия". Это были самые первые показы и сотни людей с замиранием сердца следили за милиционерами, болели и переживали за них.

Скрипач (В. Мельников) и наводчик (А. Галибин).
Скрипач (В. Мельников) и наводчик (А. Галибин).

Минусы. Один момент создатели все же не очень продумали. Вряд ли подручный Вахрамеева знал музыкальные термины. Вот чуть-чуть иначе звучал бы его разговор со скрипачом, и все было бы великолепно. Но использование слова "пиццикато" несколько дело подпортило, потому что намекает на то, что скрипача предал кто-то из тех, кто был в кабинете с ним и Глодовым.

Афиша и часть картинок с сайтов https://www.kinopoisk.ru/ и https://www.film.ru/ , остальные картинки - скриншоты.

P.S. Диалог прекрасен.

- В борьбе с врагами советской власти готов не щадить ни сил, ни жизни!

- Ну и дурак.