27 мая был день памяти Героя России Андрея Зеленко.
В его честь в прошлом году на фасаде оренбургского лицея No 5 открыли мемориальную доску. В тот день, 14 апреля, там собрался весь экипаж Ил-76, который 21 июня 2000 года под командованием Андрея Жанновича сумел посадить горящий самолёт и предотвратить катастрофу. На борту судна находились 220 призывников. Не пострадал никто.
Ни один человек в этот день не сказал об Андрее Жанновиче «был». Только в настоящем времени. Светло и легко всё прошло. Перед началом митинга у закрытой красным полотном,как знаменем, мемориальной доски стояли юнармейцы. Простые, славные лица у них, и мысли такие же – красивые своей юностью и наивностью. А вместе с тем верой в лучшее.
«Хочу работать в МЧС», –рапортует 16-летний Николай Кукавский. В Юнармии уже четыре с половиной года. Многому научился: ходить строем,
оказывать первую медицинскую помощь, стрелять.
– Трудно ли быть героем? –рассуждает он. – Так ведь либо дано, либо нет. Смогу ли я? Сам не знаю.
До чего же верно сказал. Наверное, каждый из присутствующих здесь офицеров ответил бы примерно так же.
Лётчики, они удивительно лёгкие. Большинство – поджарые, быстрые, несмотря на годы отставки, будто каждый миг готовые ко всему. Из семи человек экипажа сюда смогли прийти шесть. Среди них подполковник
Сергей Люлин, который 21 июня 2000-го сидел справа от Андрея Зеленко, в кресле второго пилота.
– Тот день стал для всех нас знаковым. Перед вылетом Андрей Жаннович шуточно обратил наше внимание на гороскоп, что, в общем-то, было ему
несвойственно, ведь он всегда был уверен в себе, в нас. Весело нам его прочитал. Гороскоп был хорошим. Вообще же на земле или в воздухе, без разницы, человек думает о хорошем, и это помогает дойти до цели. Мысли
Андрея Жанновича опережали события и предвосхищали возможное несчастье. Он будто опередил беду, и всё обошлось.
Скажу, что он предвидел всю динамику событий, – говорит Сергей Люлин.
Во время праздничного митинга, посреди солнечного лёгкого апреля, взгляд подполковника нёс в себе вселенскую грусть.
– Для меня Андрей Жаннович – герой. Он надёжнее гранита, и эти слова малы по сравнению с ним. Спокойный, уверенный. Он всё пропускал через себя, как фильтр тончайшей очистки. Всегда в ответ на просьбу или совет выдавал единственно верное решение. Для многих он остался символом и талисманом всего самого человечного, мужского, офицерского, – разделяя каждое слово, словно взвешивая его на невидимых весах, утверждает Люлин.
Что же случилось с самолётом в тот день? В каких условиях пришлось садиться?
– Всё начиналось как обычно, – вспоминает Андрей Гапон, капитан запаса. – Сначала в Махачкале загрузили призывников. Долетели до Астрахани, где дозаправились. Взлёт штатный. Но только набрали высоту, начались проблемы. Сначала отказала топливная система. Ну, отказала и отказала, бог с ней. Топливо шло самотёком. Думали, до Оренбурга дотянем. Андрей Жаннович сначала решил в Энгельсе садиться, но после того, как произошёл отказ гидросистемы, было принято решение разворачиваться и «против шерсти» – по ветру – садиться на аэродроме в Астрахани. Мы даже не понимали, что у нас происходит. Когда командир дал команду проконтролировать выпуск закрылков, ребята побежали смотреть в иллюминаторы и увидели, что горит крыло. Баки почти полные, а вырабатывать керосин некогда. И на посадку мы шли с превышающей все нормы, запредельной скоростью. Своевременно командир дал команду открыть аварийные люки. Если бы не это, всё могло бы закончиться иначе. Особая благодарность старшему радисту, мастеру спорта по боксу Александру Горбунову. Когда загорелось крыло, призывники запаниковали и один, как только самолёт коснулся взлётной полосы, тотчас метнулся к аварийному люку, намереваясь спрыгнуть – под колёса да на бетон. Горбунов, не остановив его матом, пустил в ход кулак, тем самым успокоил и спас парня от самоубийства. Но вот мы слетаем с полосы, ломается передняя нога шасси, и самолёт тормозит носом. На брюхе мы метров четыреста прокатились. После чего, как по учебнику, быстро покинули самолёт, – рассказывает Андрей Гапон.
Стоящий рядом подполковник, боевой лётчик Александр Кузнецов, добавляет:
- Тогда я был начальником службы безопасности полёта полка и с комиссией прилетел в Астрахань на расследование этой аварии. Всю ночь сидели и расшифровывали кассеты, которые записывал магнитофон во время рейса. Полёт от начала и до посадки длился 34 минуты, и мы написали 24 стандартных листа, перенеся на бумагу то, что говорили члены экипажа. До чего же всё было чётко и грамотно сделано! Голоса абсолютно спокойные. Просто восторг, – говорит Александр Викторович и отмечает:
– Чудо, что никто не пострадал в таких условиях. Руководитель полёта на аэродроме Астрахань был на высоте, он не кричал, не шумел, командовал уверенно и по-доброму: «Молодцы, ребята», «Потихонечку», «Пониже чуть-чуть подойдите». Вообще же у них в полёте начали отказывать приборы по левой стороне двигателей. Когда же при заходе на посадку стали выпускать механизацию, самолёт стало кренить. Командир дал команду прекратить её выпуск. Экипаж умудрился сесть, зайдя на посадку на скорости 390 километров в час!.. Это при том,что обычно скорость при посадке 200 – 250 километров в час.
Представляете? Потом Андрей Жаннович вовремя понял, что взлётной полосы им не хватит, и скомандовал штурманам покинуть свои места, потому что при посадке и выкатывании была возможность разрушения штурманской кабины. Этим спас их. Судно, как и положено, Зеленко покинул последним. Ещё и пинком ускорил двух задержавшихся в салоне. Выскочил из самолёта, а там наши метались уже с огнетушителем. Он им:
«Бегом отсюда!» Только отбежали, наверное, метров пятьдесят, как самолёт взорвался и сгорел почти полностью, остался один хвост», – говорит Кузнецов.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОВПАДЕНИЯ
Гуляет весенний ветер, гоняет солнечных зайчиков. Звучит музыка в честь героев, это группа «Комбат» исполняет песню «Крылатые звёзды героев», посвящённую мужеству экипажа Ил-76. О чём думают юнармейцы? Юность ведь так беззаботна. В разговоре одна из девочек призналась, что мечтает стать полководцем. Другие прославились, и ей хочется. Понимание, что слава – пустяк, придёт не скоро. Лишь с годами. Никому из героев-лётчиков она не нужна.
– Андрей Жаннович – скромный, простой. Повесил на грудь звезду героя и больше никогда на неё не смотрел, – вторя друг другу, говорят Гапон и Кузнецов.
– Ещё это человек искромётного юмора. Были как-то с ним в бане. Он говорит: «Буду тебя парить, а ты мне инструкцию отвечай». И вот парит и сыпет вопросами. Если сразу не отвечаю, то ударяет ещё хлеще. В общем, исхлестал в тот день. В шутку, конечно.
Мы приходили к нему в госпиталь, он с ходу спрашивал: «Курить принесли?» – Мы: «Нет».
– Он: «Э... могли бы вообще тогда не приходить».
– «Так ведь же нельзя тебе!»
– «Да я знаю, а что делать?»
Вспоминает с грустной улыбкой Кузнецов и добавляет, что Зеленко говорил мало, но по делу. И тут же, будто спохватываясь, добавляет:
– Удивительно ещё знаете, что?.. Командир перед вылетом всегда проводит тренажи. Каждый раз разные, на своё усмотрение. И вот в тот день перед вылетом Зеленко с экипажем как раз повторяли тренаж по действию экипажа при пожаре на крыле. Угадали! Совпадения... Да... Когда вдруг во время митинга объявили минуту молчания, то не пойми откуда взявшийся мальчонка замер у мемориальной доски и вытянулся в струнку. Пронзительный, щуплый воробышек. В лице столько волнения, переживания... В разговоре потом сказал: «Мечтаю полицейским стать. Защищать мир». Такие вот есть у нас второклассники, как Вова Гуменный. Посмотришь на них, и не так уже грустно на душе. В этот светлый день много хороших слов было сказано. Говорили их сильные, добрые люди. Будто в одном месте собрался весь цвет офицерства как нынешнего, так и будущего. Подобное притягивает подобное, в день памяти Андрея Зеленко и не могло быть иначе. Он приходил на прямые линии и к нам в редакцию как военком области. И решал услышанные им проблемы ещё до того, как номер успевал выйти в печать. Герой России ушёл из жизни 27 мая 2019-го. В прошлом году лицею No 5 присвоили его имя. Также с прошлого года фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина» носит имя Андрея Жанновича Зеленко. Подрастают сыновья героя. Оба учатся в Оренбургском президентском кадетском училище. 16-летний Антон пока на перепутье, хочет стать или лётчиком, или военным переводчиком, тогда как 11-летний Илья про себя знает точно: будет летать.
Оренбург, 2021 год
Фото Олега Рукавицына
#герои авиации #герои россии #Оренбург #андрей зеленко