Найти тему
ГК AltegroSky

SATELLITE 2022: основные тенденции спутниковой отрасли.

В конце мая завершилось одно из топовых мероприятий спутниковой отрасли - SATELLITE 2022. Площадка, ежегодно объединяющая специалистов космической индустрии, в этом году собрала более «широкое международное сообщество, чем в предыдущие годы».

Наиболее обсуждаемыми стали такие темы как сервисное обслуживание аппаратов на орбите, программное обеспечение и коммерциализация Интернета вещей. Побывавшие на выставке эксперты аналитического агентства NSR, проанализировали основные тенденции и сделали выводы о том, какие вопросы в настоящий момент наиболее актуальны для участников рынка, и какие задачи они ставят перед собой для достижения целей.

1. Первый пункт в списке почти каждого - это поиск квалифицированных кадров: почти все присутствовавшие организации искали сотрудников, но, похоже, никто не находил достаточного количества, особенно для высокотехнологичных должностей. Действительно ли отрасль слишком сложна для кадрового резерва, или компании ведут поиск людей на вакансии с нереалистичными ожиданиями без надлежащих стимулов, станет ясно в ближайшем будущем, считают в NSR.

2. Орбитальные сервисы существуют… или нет? При нынешнем развитии технологий, которые пока находятся только на этапе демонстраций, ожидается, что компании еще не раз поменяются бизнес-модели, рынок претерпит несколько трансформаций, и не избежит консолидации, прежде чем встанет на прочную основу. При этом необходимо будет решить и нормативные проблемы для защиты космических активов.

3. Операторы LEO не готовы к прайм-тайму… Несмотря на шумиху вокруг низкоорбитальных группировок Starlink и OneWeb, их влияние на отрасль сегодня минимально. Операторы сейчас сталкиваются со множеством проблем, начиная от геополитических и нормативных, инфляции и разрушения логистических поставок, до обеспокоенной экологией общественности. Поэтому в NSR считают, что влияние LEO-группировок на рынок в целом пока будет небольшим.

4. Рынок пусковых услуг перестраивается. Такой игрок, как SpaceX оказал значительной влияние на отрасль, но все же небольшие операторы активно вступают в конкуренцию и снижают цены. Многие уже в состоянии проявить себя и показать, что они могут конкурировать с райдшерингами — не только по качеству, но и по удовлетворенности клиентов, доказывая при этом надежность. Партнерство крупных компаний со службами доставки «последней мили» и создание собственных производственных мощностей может решить проблемы уменьшения доходов, вызванных появлением небольших операторов.

5. Программное обеспечение в космосе становится инструментом для достижения гибкости и маневренности в космической отрасли. Инновации в этой области позволят спутниковым операторам оперативно реагировать на запросы клиентов, модифицируя свои аппараты под меняющийся рыночный спрос в области дистанционного зондирования Земли, Интернета вещей и широкополосной связи. Многие решения находятся на стадии демонстрации возможностей и надежности. При этом, складывающаяся на рынке ситуация - создание и развертывание огромного количества спутниковых группировок - является идеальной средой для демонстрации возможностей ПО космического назначения.

6. Востребованность услуг контроля ситуации на околоземной орбите. Из-за активной экспансии орбитальная среда становится все более опасной для эксплуатации. Противоречия между громкими заявлениями о необходимости принятия мер по сохранности космоса и практически отсутствующим международным нормативным регулированием, сделали подобные услуги весьма и весьма востребованными. Растет спрос на раннее обнаружение столкновений, мониторинг событий пресечения и выявление угроз. Поставщики решений предлагают новые продукты и услуги с более гибкими настройками, трансформирующиеся под запросы клиентов.

7. Плоские антенны. Большое количество производителей, демонстрирующих новые решения в этой области (Hanwha Phasor, Isotropic Systems, Inster, Ball Aerospace, Thinkom, Intellian, Hughes и т. д.), говорит о том, что в ближайшее время терминалы наконец-то поступят на массовый рынок (учитывая, как долго они находились в разработке).

8. Коммерциализация IoT. Операторы Smallsat IoT развернули свои группировки, сформировали пакеты коммерческих услуг и заключили тысячи контрактов. Запуски спутников продолжаются, однако нехватка чипов сдерживает развитие данного сегмента. Сказываются также и проблемы с финансированием, о которых упоминалось уже не раз. Поэтому в следующем году ожидается замедление роста IoТ-группировок.

9. Объединение сетей. Эксперты отметили растущую агрессивность спутниковой отрасли в адаптации 3GPP IoT и протоколов передачи данных, таких как LTE-M и NB-IoT. Это может позволить наземным устройствам переключаться между спутниковыми сетями как для IoT, так и для потребительского использования. Уже существуют бизнес-модели с дополнительной оплатой 4 доллара в месяц за опцию «спутниковая связь». Однако операторы не ждут, что это будет массовый рынок. Кроме того, несмотря на ажиотаж, технология еще не проверена.

10. Ценность не только в спутниках! На SATELLITE 2022 несколько поставщиков наземного сегмента представили следующую эволюцию своих спутниковых платформ. Это решающий момент для всех участников рынка, поскольку отрасль все больше охватывают виртуализация, облачные технологии и интеграция в наземные сети. В NSR считают, что сейчас необходимо понимать - ценность наземного сегмента инфраструктуры увеличивается, и операторам как никогда важно иметь целостную стратегию развития своих сетей.

11. Консолидация набирает обороты. Будь то необходимость сохранить доступ к каналам продаж, выйти на новые рынки или улучшить предложения для определенных целевых сегментов – крупные спутниковые операторы продолжают объединяться и спускаться по цепочке создания стоимости услуг (Intelsat/Gogo, Viasat/RigNet, анонсированные SES/DRS GES и Hispasat/Axess).

Источник ViaSat.