Найти тему

Дела давно минувших дней в «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» – главный литературный и исторический памятник Древней Киевской Руси. По мнению большинства историков, его главным автором является монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который написал основной текст примерно в 1113 году. Его повествование было переработано и отредактировано в 1116 году игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря Сильвестром; в 1118 году была осуществлена третья редакция летописи.

Главная идея «Повести» – политическое согласие русских удельных правителей под властью князя Киевской Руси. Эта проблема была чрезвычайно актуальной для конца 11 – начала 12 века, когда начался процесс раздробленности, приведший к распаду государства на несколько самостоятельных политических образований. Автор «Повести» проводит идею единства земель с призвания варягов в Новгород в 9 веке до правления Владимира Мономаха в 12 столетии. В это время Киев еще оставался столицей Древней Руси, поэтому Нестор имел основания рассчитывать на сохранение единства державы Рюриковичей.

Летописец задался целью проследить возникновение и становление Киевской Руси и его народа. Для этого он сделал подробный исторический экскурс в прошлое, подробно описав народы, которые составляли основу населения Киевской Руси. При этом он ориентировался на библейские сюжеты и византийские хроники, которые придают его повествованию религиозное, философское и глубоко патриотическое звучание. Знакомство Нестора с лучшими богословскими произведениями и историческими сочинениями того времени отразилось на языке и стиле «Повести» – торжественном, красивом, певучем.

«Повесть временных лет» – цельный летописный свод, однако ученые выделяют в нем пласт разных исторических источников: жития святых, новгородские и киевские записи, литературные повести, легенды, старинные сказания. Кроме того, в ней отразилась борьба княжеских ветвей за власть, которая стала главной причиной первых поражений русских войск в битве с монголами и установления ордынского ига.

«Повесть» по праву считается лучшей летописью Древней Руси. Она стала образцом для следующих монахов-писателей, которые возродили летописание после первых потрясений, вызванных нашествием Орды. Этот древний исторический памятник наверняка интересен и современному читателю, который неравнодушен к истории Древней Руси.