Начну с плохого: натуральная оспа намного страшнее ковида. Испугались? Теперь успокойтесь: оспа обезьян – это совсем другое. Хотя тоже – не подарок. Сейчас всё расскажу.
Ещё два года назад, когда мир атаковала эпидемия ковида, я обзванивал учёных – брал многочисленные интервью. Мне тогда запомнились слова новосибирского вирусолога Александра Чепурнова.
- Надо отнестись к коронавирусу, как к учениям. Возможно, будет другой вирус – намного страшнее, - сказал он мне.
Мол, следующий вирус вообще может полпланеты выкосить.
Вскоре я понял, о чём говорил вирусолог. Об оспе. Жуткая вещь. Врачи победили её в прошлом веке, но эксперты считают, что оспа готовится взять реванш.
На Земле остались две «заначки» с оспой
Оспа развивается быстро и покрывает тело язвами. Человек сгорает от высокой температуры, мучается от болей, жажды и тошноты. Если выживает, то остается изуродованным и, возможно, инвалидом.
Заразиться оспой – плёвое дело. Зашёл больной в автобус – всем, кто был в салоне, хана. Прогулялся по улице – каждый второй встречный скоро будет мучиться.
Человечество дало отпор этой заразе двести лет назад, когда английский врач Эдвард Дженнер сделал первую в мире прививку от оспы. Всё получилось. Но начали бесноваться антиваксеры - да, да, они устраивали акции протеста ещё в те времена. Так что вирус убивал ещё долго. Победили его в 1980 году.
Тридцать два года назад больные просто закончились. Все, кто был заражён – либо умерли, либо выжили. Остальных привили. И всё – заразы не осталось. Ну, просто не осталось в природе этого вируса. Вообще.
Но!
В природе-то не осталось. Но есть две «заначки». Штаммы натуральной оспы законно хранятся в двух лабораториях.
Учёные опасаются биотеррора
Одна лаборатория с оспой – в американском штате Атланта. Есть там заведение, которое называется – Центр по контролю за заболеваниями. Сокращённо – ЦКЗ, вы могли слышать это название в постапокалиптических американских фильмах.
Второе хранилище вируса оспы – в России, в небольшом городке под названием Кольцово. Есть в нём такое заведение – Центр вирусологии и биотехнологий «Вектор». Ваш покорный слуг там бывал и даже чуть не попал в число подопытных (а жаль, что не попал).
Учёные опасаются, что кроме двух законных хранилищ есть и нелегальные лаборатории, где сохранилась оспа. И если она вырвется наружу – ковид покажется детским насморком.
Есть и другая опасность: оспу могут синтезировать какие-нибудь биотеррористы. А могут добыть из останков больных, если доберутся до захоронений XVIII века. Всё это не так просто, но риск есть.
Теперь хорошая новость: всё, что я сейчас рассказал, это – про натуральную оспу. Она же – чёрная оспа. А к нам нежданно пришла в гости её подруга – оспа обезьян. Это – другое. Тоже мерзкая штука, но с ней не всё так плохо.
С оспой обезьян маску можно не носить
- Оспа обезьян протекает легче, не так заразна. Имеет гораздо более низкий коэффициент летальности. Он колеблется от 1% до 10%. По последней вспышке коронавируса мы знаем: он очень легко передаётся. Достаточно больному человеку было зайти в помещение без маски, и все люди, находящиеся в этом помещении, могли заразиться. С оспой обезьян - не так! Она может передаваться от человека к человеку, но только при близких тесных контактах, - сказала мне на интервью заместитель директора Центра «Вектор» Татьяна Непомнящих.
Ещё раз: оспа обезьян менее летальна, чем натуральная оспа и менее заразна, чем коронавирус. Через поцелуй можно заразиться, через интимные связи, через общую бутылочку с минералкой, если пить из горла. А вот просто пройдя мимо больного, заразитесь вряд ли.
Давайте выдам ещё одну добрую весть: раз оспа обезьян менее заразна, она и по планете поползёт не так бодро, как ковид. То есть может вообще далеко не уползти.
Не целуйтесь с обезьяной
«А если вирус будет мутировать и станет опасней?» - спросите вы. Хороший вопрос. Я тоже спросил об этом у замдиректора «Вектора».
- Количество мутаций, которые вирус может набрать, очень большое. И у коронавируса были тысячи мутаций. Но эволюционно вирус не нацелен на то, чтобы увеличивать свою летальность. Для него это не выгодно. То есть чем более летально, с тяжелыми проявления вирус проявляется, тем таких людей легче изолируют, и такие штаммы вируса не получают распространения. И вирусу не выгодно убить хозяина. Особь погибла – ему дальше некуда передаваться, - ответила мне собеседница.
Так что из-за мутаций особо переживать не стоит.
И вот – мой вывод: если вы не живёте в глубокой Африке, если не целуетесь с обезьянами, то бояться вам, скорее всего нечего.
А если вы дочитали до этого места, значит, я писал не зря. Буду благодарен за ваш лайк и за подписку. Готов ответить на вопросы в комментариях.