Найти тему
Созерцатель

Кому выгодна «смерть» ЕГЭ?

Оглавление

ЕГЭ только начались, а очередные дебаты по их отмене в полном разгаре. Это связано с разными объективными и субъективными причинами. Кто и зачем "мутит" воду?

Немного истории

Те, кто считают, что ЕГЭ чисто российское изобретение, сильно ошибаются. Единые экзамены появились в мире довольно давно и до сих пор имеют широкое распространение. Приведем примеры.

В США существует два вида подобных экзаменов. Там их называют тестами. ACT (American College Testing) это стандартизированный экзамен, который необходим для поступления в многие американские университеты. Впервые тест был опробован в 1959 году (за 50 лет до внедрения в России ЕГЭ). Включает проверку знаний по математике, английскому языку, чтению и логике мышления. Альтернативой АСТ является тест SAT (Scholastic Assessment Test). Это тоже сильно стандартизированный тест, включающий проверку знаний математики, английского языка и умения писать эссе.

В Германии для поступления в университеты в некоторых землях нужно пройти 4 стандартных теста по основным предметам. По результатам тестов выдается сертификат Abitur. Однако престижные университеты вводят собственные вступительные экзамены. Отметим, что такая практика есть и в России, а вузовские экзамены называются ДВИ (дополнительные внутренние испытания). Во Франции для поступления в ВУЗ нужно сдать тестовые и устные государственные экзамены (аналог российского ЕГЭ). Примеры можно было бы продолжать. Таким образом, идея ЕГЭ не совсем новая и не совсем российская.

Кому выгодно?

Я полагаю, что прежде всего отмена ЕГЭ выгодна ВУЗам. Почему? Все просто. Не секрет, что к поступлению в ВУЗ готовятся дополнительно. Сегодня школьников готовят к ЕГЭ. Этим занимается огромная армия репетиторов. Рынок услуг по подготовке к ЕГЭ огромен и достигает по некоторым оценкам 100 миллиардов рублей в месяц.

Цифра вполне возможная. Выпускников в России около 700000. Пусть половина из них занимается с репетиторами. Делим и получаем 20000 в месяц на ученика. Примерно так и есть (плюс-минус).

При этом ВУЗам достаются крохи: доходы от подготовительных курсов, от реализации литературы и учебников, от пробных вступительных испытаний и внутренних олимпиад. Львиную долю этих денег забирают сами школьные учителя и фрилансеры – репетиторы с самой разной квалификацией от студентов до профессоров. Единая программа ЕГЭ и единая база заданий позволяет репетиторам достаточно успешно готовить своих учеников к ЕГЭ из года в год.

В случае отмены ЕГЭ все сразу сильно изменится. Каждый ВУЗ сможет разрабатывать свои экзаменационные программы, составлять свои задания и использовать свои критерии оценивания. Это тоже не новая форма. Так уже было в советские времена. При такой ситуации значимыми станут не учителя и фрилансеры, а преподаватели вузов, хорошо знакомые с банком заданий. В том числе и составители этих самых заданий. Таким образом, произойдет глобальный передел рынка репетиторских услуг.