Найти в Дзене
Новый очаг

Страшная жизнь крепостных балерин: прекрасные игрушки в руках господ. Что на самом деле происходило в крепостных театарах?

Оглавление

Была среди русских помещиков такая модная забава, как крепостной театр. На представления приглашали именитых гостей — похвастаться красивыми актрисами. Иногда же красота и талант крепостных девушек имели власть даже над всесильным хозяином. Истории известно имя певицы Прасковьи Жемчуговой, на которой женился граф Шереметев. Этот случай стал сенсацией! Но так судьба улыбалась не всем крепостным артистам.

Роскошный театр, нищие артисты

Вообще граф Шереметев тоже не церемонился с «мужиками и бабами», которых иногда освобождали от основных работ, чтобы они «представляли» на сцене. Обласканы были только немногие ведущие артисты. Остальные же вели полуголодную жизнь в темных и тесных, почти не отапливаемых помещениях. Зато на обустройство своего театра граф денег не жалел: он выглядел роскошнее, чем императорский дворец, все сияло золотом, гости поднимались по мраморным лестницам...

Николай Петрович Шереметев
Николай Петрович Шереметев

Граф Каменский сам продавал билеты, но нещадно избивал артистов

Много говорили тогда и о театре графа Каменского. В него пускали не только благородных господ, но и простую публику: граф любил «поиграть в демократию», иногда даже сам продавал в кассе билеты. Как только начинался спектакль, граф  шел за кулисы, откуда пристально наблюдал за кулисами за своими актерами. Если кто-то ошибался на сцене – в антракте несчастного ждали жестокие побои, стоны и крики истязаемых доносились даже до зрителей.

Артистов насильно «скрещивали» ради талантливого потомства

Сегодня трудно это представить, но в те времена помещики пытались даже «разводить» крепостных артистов, то есть «улучшать породу», будто речь шла о лошадях. Талантливых актеров насильно «скрещивали», добиваясь потомства. Созданные таким образом «семьи», само собой, не были счастливыми. Тем более, что «актерок» барин обычно использовал, как хотел, для услады себя самого и своих гостей. Некоторые даже создавали у себя нечто вроде гаремов, прослышав об этом обычае на Востоке. При этом наложницы были замужем. И по ночам их били мужья — за «блуд».

-3

Полуголые балерины на потеху публике

Особо «изобретательные» господа после спектакля заставляли самых хорошеньких балерин полураздетыми стоять в саду, изображая прелестных нимф. Разгоряченные вином и представлением гости с удовольствием любовались юными девушками, а некоторые позволяли себе и больше — гонялись за «актерками», насиловали их... Актеров и актрис часто продавали, меняли и даже сдавали в аренду.

Безнаказанные пытки

Господа считали балерин и артистов своей собственностью. Для них они ничем не отличались от породистого пса или дорогой лошади. Поэтому любые проявления воли карались жестоко. Князь Николай Шаховский запрещал, например, своим артистам приближаться друг к другу ближе чем на метр, женщины не имели права смотреть на мужчин и разговаривать с ними. Если кто-то из актеров был замечен в небрежности, после представления его усаживали на стул, приковывали к нему, а на шею надевали рогатку, которая не позволяла изменить положение тела. Так несчастному приходилось сидеть всю ночь. Некоторые не выдерживали истязаний и умирали.

-4

Безнаказанные убийства

Генерал Иван Шепелев получил прозвище «Нерон» — за особую жестокость с крепостными актерами. Он содержал балерин в тесных сырых комнатах-камерах с решетками на окнах. Если какая-нибудь из них осмеливалась поднять взгляд на мужчину, барину немедленно сообщали об этом «стукачи». Расплата следовала тут же. Одна из балерин Шепелева однажды написала любовную записку своему сердечному другу-капельмейстеру, такому же крепостному. Когда об этом узнал Шепелев, больше никто не видел ни девушку, ни ее возлюбленного: у капельмейстера случился «сердечный приступ», а девушка и вовсе пропала без вести.

Представляли себе, что творилось за кулисами крепостного театра?

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и реакции! Для нас это очень важно