Криптовалюта как игра в компьютрные игры
Много лет назад я работал аналитиком в банке, и до сих пор у меня осталась привычка просматривать курсы валют, цены на биржевые товары, котировки акций. Иногда я заглядываю и в раздел «криптовалюты». И чем-то эти финансовые инструменты мне кажутся знакомыми, напоминают виденное давным-давно.
Ещё в 70-е годы кто-то из моих друзей рассказал об игре под названием «Монополия», которая популярна на Западе. Уточню на всякий случай, что это настольная игра (компьютерных игр тогда не было вообще). Сейчас её варианты у нас продаются наряду с другими настольными играми, но тогда она казалась чем-то экзотическим.
Эта игра считается очень полезной, так как имитирует настоящую рыночную экономику и является хорошим тренингом для освоения азов экономической деятельности. Играя в неё, можно за короткое время прожить цикл, который в реальности занимает годы, а то и десятилетия, – основать собственное дело, вести деятельность предприятия, получать доход и терпеть убытки и так далее, и в итоге стать богатым человеком или разориться. За игровым столом кипят страсти, иногда даже более бурные, чем в реальной жизни. Но надо помнить, что это всего лишь игра.
Комплект для игры в «Монополию» снабжается игровыми долларами, на первый взгляд очень похожими на настоящие, только с крупной надписью «falscificated» поперёк купюры.
А потом началась эра компьютеров. Году в 1988-м в нашей лаборатории появился персональный компьютер 386-й модели (Интел 80386). Стоил он совершенно безумных для того времени денег – 3500 долларов, и то потому, что был собран на Тайване. «Родной», то есть собранный в США, стоил ещё на тысячу дороже. Такой же компьютер можно было купить и за рубли, примерно за 40 тысяч. Для сравнения: зарплата у меня, старшего научного сотрудника, была 300 руб. в месяц, а у заведующей лабораторией – 400, и это были очень хорошие деньги.
Собственно, компьютер был приложением к масс-спектрометру, но завлаб разрешала поиграть на нем пару часов после работы.
Игры были трех типов: карты (обычно преферанс), автогонки и полеты на самолете и наконец «стрелялки-догонялки». Погружение бывало таким глубоким, что игрок буквально жил в игре и получал эмоций многократно больше, чем в реальной жизни за то же время. Такие игры развивали и вполне полезные навыки, но некоторых так затягивали, что люди превращались в игроманов. Они теряли интерес к обычной жизни, стремились как можно больше сидеть за компьютером и играть.
Есть такой эксперимент с крысами, многократно описанный в том числе и в популярной литературе. В мозгу крысы есть такой участок, называемый «зоной удовольствия» или «зоной рая». Если в него вживить электрод и посылать туда электрические импульсы, то испытуемый будет получать очень сильные положительные эмоции. А если научить само животное, в мозг которого вживлён электрод, нажимать клавишу, посылающую в «зону рая» электрические импульсы, то крыса потеряет интерес к окружающему миру – и к еде, и к сексуальным партнерам, и к прочим радостям жизни. Она будет нажимать на клавишу до тех пор, пока у неё будут на это силы, вплоть до летального исхода.
Потом появились более сложные компьютеры, а с ними – и более сложные игры, в том числе имитирующие экономическую деятельность. Буквально за вечер можно было развить цивилизацию, построить заводы, организовать биржи, сказочно разбогатеть и совершенно разориться.
Мне не доводилось играть в «Цивилизацию» или подобные игры, но с программами по ландшафтному дизайну я работал. Это, собственно, не игра, а инструмент, который помогает дизайнеру создавать проекты и представлять их заказчикам. Большое впечатление производит скорость проектирования и возможность посмотреть, как участок изменится через 5, 10 или 20 лет. Иногда казалось, что ты ускоренно прожил много лет и добился большого успеха, хотя в действительности это были всего лишь картинки на экране монитора.
Можно ли монетизировать компьютерные игры? Сами игры стоят денег. Для начала игру нужно купить. Есть игры бесплатные, однако на каком-то этапе игроку для улучшения своего персонажа потребуется приобрести некие атрибуты, но уже за деньги.
И вот нашелся некто хитроумный, который решил соединить компьютерную игру с реальными деньгами. В среде компьютерщиков его называют «Сатоши Накамото», но до сих пор неизвестно, кто это.
Неясно даже, один ли это человек или группа людей.
12 января 2009 г. он отправил на биткоин-адрес первую трансакцию в 10 биткоинов. А на основе перспективной технологии блокчейн был разработан способ добычи этих биткоинов, похожий на добычу полезных ископаемых, и организованы биржи, на которых этими файлами можно торговать как деньгами. Заодно такие файлы можно использовать в качестве инструмента для скрытого перевода денег из одной страны в другую.
Например, купив биткоины за юани в Китае, можно продать их в Европе за евро; и при этом, в отличие от движения денег, процесс передачи биткоинов не контролируется государственными службами. Возможно, что идея с переводом денег была первичной целью изобретения биткоинов, но это не принципиально.
Пока году в 2009-м биткоины стоили всего несколько центов, а процесс их добычи, возможно, был даже убыточным, на них мало кто обращал внимание.
С 1 июля 2010 года биткоинами начинают торговать на Форексе по цене 10 центов.
Их стоимость их искусственно разогнали, и стали появляться публикации о небывалом финансовом успехе, связанном с их использованием.
Например, некто Кристофер Кох, купив на 150 норвежских крон (27 долларов) 5000 биткоинов в 2009-м, продал из них всего 1000 в 2013-м и купил замечательную квартиру в центре Осло.
При цене биткоина в конце 2013 года 800-1200 долларов стоимость такой квартиры была почти 1 миллион! Сразу вспоминается Лёня Голубков из рекламы МММ (кто постарше – тот помнит). Стоимость этой новоявленной криптовалюты то повышалась, то падала, а в 2017-м она подорожала аж в 20 раз. И понеслось...
Капитализация «битков» растёт, создаются целые фермы для их «добычи», для этих ферм арендуются огромные ангары, которые набиваются компьютерами стоимостью в миллионы (или десятки миллионов) долларов. И доходность крипты в несколько раз опережает доходность даже самых популярных акций.
И тут разумному человеку уместно отключить инстинкты («хватай, пока не подорожало»), включить логику и вспомнить, что деньги – всего лишь инструмент, и ценятся они не сами по себе, а в зависимости от того, чем обеспечены. Доллары США пользуются популярностью, потому что за них можно купить очень многое, выпускаемое самой крупной экономикой мира – и другими экономиками тоже. А вот доллары Зимбабве за пределами этой бедной африканской страны могут интересовать разве что коллекционеров купюр.
На мой взгляд, бум вокруг криптовалют по сути мало отличается от наркотического азарта, который способны вызвать у игроков компьютерные игры. Ну, разве что с той разницей, что их можно использовать для нелегальных финансовых операций.
Сидит юзер перед компьютером, майнит или покупает криптомонеты и надеется, что они скоро подорожают и обеспечат ему без усилий комфортную жизнь. (Так Буратино, посадивший свои золотые монеты на поле чудес, ждал, что из них вырастет дерево с золотыми монетами вместо листьев.)
Но так бывает только на экране компьютеров, а в реальной жизни для создания добавленной стоимости обычно нужно бывает потрудиться – организовать производство нужных товаров или их сбыт, сочинить музыку, снять кинофильм... А легкое обогащение случается только в мечтах и при выигрыше в лотерею или при получении наследства от внезапно нашедшегося богатого дядюшки. И счастья, как показывает опыт, такое обогащение без усилий не приносит.
Очень похоже, что финансовые власти прозевали появление криптовалют, как в свое время власти России прозевали аферу МММ. Может быть, кому-то выгодно, что денежные ресурсы с помощью крипты можно скрыть от надзорных органов?
Как обстоят дела с криптой в России, США, Китае и Украине
И ещё. Всего в мире имеют хождение примерно 250 валют разных стран, и только к 35 из них Центробанк России устанавливает курс рубля (то есть остальные рассматриваются как малозначительные). А различных криптовалют, по последней информации, уже существует более 18 тысяч (!), причем более 10 тысяч из них торгуется на Форексе.
Одним из первых забеспокоился Китай. Возможно, там заметили скрытый отток финансов за границу и запретили майнинг.
В России взялись регулировать оборот криптоактивов, да так, что покупать и хранить их можно, но что-то покупать на них нельзя.
Похожие ограничения планируются и в США.
А на Украине объявили о легализации биткоинов. Но вскоре почему-то объявили, что покупать их за гривны нельзя, а только за доллары.
Но попробуй сейчас запретить криптовалюты, которых набралось почти на два триллиона долларов. Ведь эти деньги потекут на другие рынки, в том числе и на потребительские. А кто высокую инфляцию любит? Пусть лучше криптоактивы где-нибудь пока полежат, а проблема как-нибудь потихоньку сама рассосется.
Чего ждать?
По данным швейцарского банка Credit Swiss, 97% биткоинов сосредоточено на 4% всех кошельков. Это означает, что «концентрация богатства в руках небольшой группы адресов позволяет им мощно манипулировать рынком».
И действительно, в ноябре прошлого года удалось разогнать стоимость этой монеты до 67000 долларов, а после временного отката до 35000 вновь поднять курс в марте, но только до 47000.
Некоторое время был боковой тренд на уровне 40000. Были прогнозы роста до 100 тысяч, фонд Кэти Вуд заявлял даже о миллионе через несколько лет. Но владельцы, глядя на падение многих биржевых котировок, решили постепенно фиксировать прибыль, биток стал падать и снизился уже до 30000.
Будут ли попытки снова повысить его курс. Сомнительно, так как это потребует больших финансовых затрат. Гораздо дешевле разогнать стоимость другой крипты, которая сейчас стоит доли центов, или вложиться в более надежные активы.
Вполне возможно, что цифровые деньги окажутся очень удобными и востребованными. Но за такими деньгами должны стоять крупные экономики либо золотовалютные резервы. Возможно, цифровой юань, цифровой доллар или цифровой рубль в ближайшие годы будут не менее востребованы, чем фиатные деньги. А независимые криптовалюты вряд ли смогут с ними реально конкурировать.
#хакнем_блокчейн
Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.