Найти тему
АНАЛИТИКА ПЛЮС

#9 Анализ для производственных компаний: Аналитика логистики. Саботаж складских

Оглавление

1. Введение

Мы рассмотрим несколько интересных реальных кейсов аналитики логистики, а именно применения аналитики у одного из наших клиентов, для которого оперативная и качественная логистика товаров является ядром бизнеса.

Примечание: цифры и наименования искажены, так как являются конфиденциальной информацией.

Ранее мы рассмотрели три кейса:

  1. Кейс № 1 «Анализ складских запасов: Где мы сейчас и куда идти дальше?»
  2. Кейс № 2 «Аналитика склада: Борьба с «лежаком»»
  3. Кейс № 3 «Склад быстрой отгрузки: жалобы клиентов»

В кейсах № 1, 2 компанией была решена конкретная проблема - затоваривание склада, проблема была даже не в том, что склад физически занят, а в том, что деньги заморожены. Ведь все мы прекрасно понимаем, что товар, который на складе - это средства, которые в нем заморожены, соответственно чем ниже оборачиваемость склада, тем больше денег у вас заморожено. С другой стороны склад не может быть пустым, потому что товар имеет сезонную специфику и покупатели не будут ждать долго под заказ и могут уйти и купить (пока тема «горячая») у другого продавца.

С помощью современного подхода анализа данных компания проанализировала текущую ситуацию на складе, выявила категории товаров, которые долго лежат на складе и в которых «заморожены» деньги, рассмотрела их более детально, снизила на некоторые позиции маржу на 5% и продала постоянным/ потенциальным клиентам с помощью рассылки, таким образом высвободила «замороженные» деньги в кризисные времена.

В кейсе № 3 компанией была решена проблема, связанная с качеством уровня сервиса. Была выявлена проблема: долгий процесс получения заказа и с помощью современного подхода анализа данных компания выявила участок с задержкой процесса и быстро решила возникшую проблему.

Напомним, у компании (на момент создания дашбордов) был один склад (сейчас их несколько) и регулярные покупатели, компания стремится, чтобы покупатели не уходили, удерживает клиентов номенклатурной базой и уровнем качества обслуживания - 90% и более покупателей, которые пришли за товаром, должны уехать со склада в течение 70 минут полностью счастливыми и с товаром.

Компания в какой-то момент поняла, что есть определенные проблема - затоваривание склада, проблема даже не в том, что склад физически занят, а в том, что деньги заморожены. Ведь все мы прекрасно понимаем, что товар, который на складе - это средства, которые в нем заморожены, соответственно чем ниже оборачиваемость склада, тем больше денег у вас заморожено.

С другой стороны склад не может быть пустым, потому что товар имеет сезонную специфику и покупатели не будут ждать долго «под заказ» и могут уйти и купить (пока тема «горячая») у другого поставщика. То есть, как выбрать компромисс? Большой или маленький склад? От чего избавляться и что закупать?

В этой статье мы рассмотрим кейс № 4 «Саботаж складских» - этот кейс связан с контролем работы сотрудников на складе.

Появилось ощущение, что что-то идет не так и компания начала анализировать работу уже непосредственно сотрудников на складе.

2. Проблематика в компании

  1. Компания дистрибутор продает дорогостоящее оборудование и запчасти к нему (кейс №1 и кейс №2 рассмотрели в предыдущих статьях) 
    У компании собственный склад и постоянные регулярные покупатели. При этом на складе есть залежалый товар - «замороженные» деньги компании. То есть как выбрать компромисс? Большой или маленький склад? От какого товара избавляться и какой товар закупать?
  2. Отгрузка производится со склада (кейс №3)
    Компания ориентируется на высочайший уровень сервиса, есть SLA по времени отгрузки товара (90% и более покупателей, которые пришли за товаром, должны уехать со склада в течение 70 минут полностью счастливыми и с товаром). При этом, далеко не все недовольные клиенты жалуются - кто-то уходит навсегда, меняя поставщика, поэтому важно следить за качеством уровня сервиса.
  3. Персонал тоже может «сбоить»
    Помимо регулярных аналитических задач, могут быть и проектные, где надо разобраться в ситуации и найти решение.

3. Преимущества современного подхода анализа данных для решения таких проблем

  1. Быстрое получение ответов на бизнес-вопросы
    Главное преимущество современного подхода - это его гибкость, которая позволяет получать быстрые ответы на актуальные (текущие) вопросы вашего бизнеса на основе ваших данных. Не требуется тратить месяцы на программирование отчетов. Да и, к тому же, часто бывает, что через месяц уже «поздняк метаться», и ситуация кардинально изменилась.
  2. Единые цифры по вашим показателям
    Начиная использовать современные подходы анализа данных, многие компании начинают понимать, что в данных «чего-то не хватает», где-то что-то «не так записано» или оказывается, что сотрудники вообще не понимали, что необходимо вносить в учетную систему и вносили какую-то другую информацию. Косвенно, своевременная аналитика двигает компанию вперед в упорядочении всех своих данных - поняв, где именно неправильные данные, ИТ-отдел может внести коррективы в учетных системах, содержащих первичные данные.
  3. Удобство пользования отчетами для руководителей и менеджеров разного уровня
    Менеджерский ресурс думать и принимать решения часто ограничен доступом к информации и здесь наш современный подход анализа данных помогает, выдавая максимальный объем нужной информации в одном месте. Интерактивное отображение полного объема информации позволяет связать разные показатели, подумать и быстро принять важные бизнес-решения на основе данных.
  4. Обогащение внутренних данных компании
    Современное решение по анализу данных позволяет связывать разные отчеты, обладая также возможностью подтягивать внутрь внешние данные (например, с внешних веб-сайтов, или приобретенные массивы данных по анализу рынка от специализированных агентств вроде Nielsen).
  5. Снижение трудозатрат на сбор и обработку информации, качество решений
    Современные решения для анализа данных имеют определенный бюджет, но он может сильно варьироваться - начинать можно с небольших цифр, тем не менее снижение трудозатрат на сбор и обработку информации способны сами по себе окупить решение вашей проблемы, не говоря уже о том качестве управленческих решений, которые будет принимать менеджмент. Соответственно, обработка информации, автоматизация отчетов делаются в современных ИТ-решениях для анализа данных в разы быстрее, таким образом высвобождаются ресурсы ваших экспертов-аналитиков, которые можно использовать для более глубокого анализа.

4. Дашборд «Саботаж складских»

-2

Дашборд показывает график работы смен, их результаты KPI, на дашборде можно увидеть недовыполнение KPI, то есть, например, где свыше 10% клиентов обслуживается более 70 минут. Управляющие менеджеры начали исследовать ситуацию, логично предположить, что это может быть связано с увеличением количества заказов. Однако, средняя часть дашборда показывает количество грузов в день, и мы видим, что конкретно смена 3 отгрузила 59, 29, 44, 35… заказов, в общем это не сильно отличается от дней по другим сменам, где соответственно KPI были выполнены. Таким образом, проблема непосредственно в смене номер 3 - и это предмет организационных изменений в коллективе.

5. Заключение

С помощью этого дашборда компании удалось выяснить проблему, которая заключалась в людском факторе, побеседовали, посмотрели, что фактурно смена работает примерно с тем же объемом заказов, что и другие смены и как они ранее сами выполняли, выявили причину демотивации, от части она была связана с тем, что руководство заболело и, коллектив, без должного присмотра, «разбаловался».

Пример аналитики, где можно визуальным образом анализировать и решить конкретную задачу, которая перед вами стоит, причем сами аналитики и решают эту задачу, обладая доступом к данным, строят аналитику и принимают бизнес-решение в течении нескольких часов или одного рабочего дня, что очень важно для такого типа бизнеса.

Данная статья подготовлена по проектам, созданным командой АНАЛИТИКА ПЛЮС.

АНАЛИТИКА ПЛЮС - ваш надежный партнер по аналитическим решениям с 2012 года. Мы работаем, чтобы вы достигали поставленных целей. Чтобы ваши данные работали, приносили пользу, помогали вам зарабатывать и принимать стратегически правильные решения. Для достижения этого мы предоставляем нашу экспертизу и самые перспективные ИТ-инструменты, гарантирующие быстрый и удобный процесс сбора, обработки и анализа данных, в том числе больших данных.

За это время мы разработали и внедрили решения для компаний из разных сфер бизнеса:

1) Производство, в том числе:

— Строительство и производство строительных материалов — КНАУФ Инсулейшн, Самолет Девелопмент и Эталон

— Пищевая промышленность — Сибирский Гурман и Балтика

— Производство кормов для животных — Альпинтех

— Сельхозпроизводство — АгроТерра

— Целлюлозно-бумажная промышленность — ИЛИМ

— Фарминдустрия — Материа Медика и др.

— Металлургия — РусАл и НорНикель

— Нефтедобыча и нефтепереработка — ЛУКОйл

2) Оптовые и розничные поставщики — NO ONE, ЭТМ, Daichi и др.

3) Аптечные сети — Монастырёв и Апрель

4) Российские представительства — Dyson, Lindt & Sprüngli AG , Vileda и др.

5) Рекламные агентства — РОССТ, Dentsu Aegis, Publicis, Медиа Инстинкт и др.

6) Телеком — МегаФон, Yota и Ростелеком

7) Логистика и транспорт — НефтеТрансСервис и Smartavia

8) Е-commerce — Авито, Яндекс (включая Яндекс.Еда, Яндекс. Лавка, Яндекс.Такси и Яндекс. Маркет, а также другие команды ГК Яндекс), ГК Мail.ru , ivi.ru , Профи.Ру, Рамблер, СберМегаМаркет, gifts.ru

Получить консультации по архитектуре аналитического бизнес-решения, оптимизации источников данных, построению сложных дашбордов можно на официальном сайте АНАЛИТИКА ПЛЮС.

Академия Аналитики — онлайн-образовательный проект, который создан командой АНАЛИТИКА ПЛЮС для того, чтобы компании быстро и успешно внедряли решения для анализа данных, а их сотрудники профессионально росли.