Сады дурманяще пахнут, природа создает жизнь, которую пытались подавить, птицы заливаются песнями, которые греют сердца, на дачах и в лесах шкварчат шашлыки, которые делают наши лица круглее и хотя бы временно добрее. Леность начала мая нас всех окутала, поэтому самое время поговорить про такие бизнес-поп понятия как продуктивность, эффективность и результативность.
Начну с цитаты:
"Productivity is often a distraction. Don’t aim for better ways to get through your tasks as quickly as possible, rather aim for better tasks that you never want to stop doing (by Kevin Kally)".
Смысл примерно таков: продуктивность часто оболочка, а концентрироваться надо не на том, как лучше сделать что-то, а на том, чтобы делать что-то хорошее. В этом очень глубокий смысл.
Давайте разбираться.
Продуктивность - отражает количество результат. И обычно оценивается путем сравнения с эталоном и/или аналогами (другие сотрудники, отделы и периоды). Это исчисляемое количество «нанесенной пользы».
Эффективность - измеряет качество результата и работы. Показатели эффективности отражают, насколько оптимизированы затраты ресурсов.
Результативность — оценивает отношения фактического результата к плановому, характеризует степень достижения цели.
У любого рабочего процесса есть эта «святая троица», за которой приличному менеджменту стоит следить:
✅Продуктивность - это ваш бенчмарк относительно конкурентов, рынка и внутри компании (ранжирование и квалификация сотрудников).
Сам по себе параметр неинтересен. Он не может/не должен быть постоянным ХХ лет (прогресс же не стоит, если вы делаете то количество продукта/услуг в единицу времени, что и прежде, скорее всего, вы - старец Фура :) )
Надо все время крутить носом по сторонам и хотя бы раз в год сравнивать себя по ключевым параметрам с внешним миром и внутри. Делать это можно/нужно перед циклом стратегии и бюджетирования, чтобы ставить правильные цели, с вызовом и здоровыми амбициями.
И да, не имейте привычки сравнивать себя с умирающими/умершими/планирующими вот-вот умереть. Мысли материальны, знаете ли :), а возможности ограничены только рамками мышления.
✅Эффективность. Форд любил нанимать ленивых. Его идея была в том, что ленивые придумают, как оптимизировать процесс и сократить (трудо)затраты.
К сожалению, так уже не работает. Если наймёте сейчас ленивых, то они просто будут тюленями лежать на офисных стульях (поглощая три обеда и четыре бутерброда в день) и в ФОТе.
Поэтому спасение - это вводить поощрения за оптимизацию (например, в % от сэкономленного) или нанимать на ревью внешних экспертов из компаний, где нужный процесс внедрили, выстраивая оплату также по принципу success fee. Также можно ставить себе внутри задачи по пересмотру процессов. Рекомендую для одного отдела ставить в годовой план один большой процесс для пересмотра (из ключевых для подразделения) и до 3-4 вспомогательных/поддерживающих.
Не ленитесь, придётся напрячься, но сэкономленные деньги отогреют ваше сердце, скованное скепсисом и разум, занятый другими «приоритетными задачами». Просветление гарантировано.
✅Результативность. Здесь вообще все очень просто. Идеально, если у вас внедрены OKR, и у вас профессиональный и самостоятельный менеджмент. Тогда вы просто раз в период Х трекаете движение к цели. И корректируете в случае необходимости.
Правда, если вы живете не в мире розовых единорогов и сиреневых пони, а где-то в самом сердце Европы (согласно некоторым мнениям), то вряд ли у вас так все непринуждённо.
Тогда придётся или внедрять OKR (если интересно - в ЛС маякните, напишу как-нибудь пост об этом). Или автоматизировать мониторинг KPI (я ж уверена, что у всех тут читающих они точно есть), чтобы каждое утро на вашем он-лайн дашборде было понятно, как прошел для компании день вчера, неделя и месяц.
В зависимости от увиденного, можно будет пить Dom Pérignon, валокордин или чай с плюшками.
Вся троица нужна, ничего не исключишь. И ориентироваться в ней, мониторить и управлять ею - долг людей, кого трудовое законодательство и наниматель снабдили правом управлять людьми и процессами.
Все истории про некогда, неважно, ненужно, неинтересно, не сейчас - очень приветствуются с выдачей звания «Прокастинатора большого и не очень бизнеса».
Но все три показателя на самом деле сводятся к главному: если вы или ваши сотрудники не любят то, что делают, если им претят и напрягают их задачи, коллеги, цели, если вам/им неинтересно, то весь предыдущий текст можно распечатать и сжечь.
Нет ни кнута, ни пряника в менеджменте, способного справиться с неуважением к себе и «неценностью» своей жизни: если люди согласны на плохое качество их жизни (а делать через не хочу, без вовлечения или интереса - это боль) добровольно, никто и ничто им не поможет.
Пока люди 6- 8 часов в день делают то, что не любят, что их не драйвит и не возбуждает, пока нет гордости за свой результат и сопричастность ему, можно не тратить ресурс ни на что вышеописанное :)
Всем прекрасного старта в неделю. Do what you love. Love what you do ❤️.