Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.98): ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ В ОТНОШЕНИИ СКИНИИ

Главу 24 книги можно озаглавить «Разное». Вначале в ней говорится о предметах, находящихся в святилище скинии: о светильнике и двенадцати хлебах предложения на столе. Затем в ней описывается случай богохульства и как он был разрешён. В связи с наставлениями о наказании того греха, в тексте заодно указывается, что нужно делать в случае получения травм человеком и животным. Эта часть главы — одно из трёх мест Пятикнижия, где появляются незабвенные слова «око за око».

Так как источником слов главы является Бог, то не так уж и важно понимать, как они соотносятся с предшествующими и последующими текстами. Тем не менее, понимание взаимосвязи данной главы с остальной книгой поможет читателям лучше понять и оценить истины, содержащиеся в ней. Поэтому будет уместно спросить, какое отношение законы этой главы имеют к остальным частям книги, если вообще имеют.

Один возможный ответ на этот вопрос состоит том, что книга, на что часто указывалось, является «Руководством для священников». Если священники пользовались этим руководством в своей работе, то в первой части, охватывающей главы с 1 по 23, они находили правила, касающиеся почти всех видов жертвоприношений, почти всех праздников и почти всех частей святилища. (Глава 25 содержит дополнительную информацию о двух святых периодах, субботнем годе и юбилейном годе). Однако до этого момента в книге «Левит» ничего не говорилось о двух предметах обстановки святилища: о светильнике и о столе. Стихами Лев. 24:1–9 восполняется этот пробел. Данный раздел даёт возможность священнику проконсультироваться со своим «руководством» и выяснить, что ещё необходимо ему знать об этих двух предметах в скинии.

Почему тогда в главу включён случай богохульства и законы, касающиеся его? Наилучший ответ — что это историческое событие, вероятно, произошло, как раз в то время, когда давались откровения, записанные в этой главе. С этим случаем нужно было разобраться немедленно, что и было сделано. Когда люди узнали от Бога, что они должны предать богохульника смерти, Господь посчитал необходимым разъяснить им, какое преступление каралось смертной казнью и как следовало поступать в случае преступлений, не требовавших смертной казни. Кроме того, возможно, этот случай служил подходящим заключением к тем законам, которые до сих пор были рассмотрены в книге «Левит». Он подчёркивал, что святость Бога нужно уважать. Недопустимо порочить Бога, хулить Его Святое имя; всякий, кто не признавал святости Бога, предавался смерти.

Светильник в святом месте

«И сказал Господь Моисею, говоря: “Прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыновья его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра — всегда: это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда”» (Лев. 24:1–4).

Внутри святого места скинии стоял золотой светильник (Исх. 25:31-40). Бог возложил ответственность за непрестанное горение светильника и на народ, и на священников. В Восстановительном Переводе видно, что в 24:2 («…чтобы они приносили тебе чистое масло из выбитых маслин для света, чтобы лампада горела постоянно») о свете дважды сказано в единственном числе: слова «свет» и «лампада»; а в 24:4 («Пусть он содержит лампады в порядке») слово «лампады» стоит во множественном числе. Такой перевод согласуется с предыдущим описанием светильника, указывающим, что он имел семь лампад. Поэтому его можно воспринимать как один объект (один светильник) или же как семь объектов (семь лампад).

Стихи 1–4. Господь в Своём заявлении Моисею возлагает обязанность приносить в святилище елея для освещения, чтобы непрестанно горел светильник, на народ (см. Исх. 27:20). Слово «освещение» (маор) можно перевести, как «свет», а слово «горел» (алах) буквально означает «возносился». В постановлении также указывается, что не всякий елей подойдёт для светильника; люди должны были приносить елей чистый, выбитый (24:2). Кроме того, они должны были приносить его достаточное количество, чтобы светильник горел непрестанно, каждую ночь, от вечера до утра.

На священниках лежала обязанность зажечь светильник и поддерживать огонь. Господь уточнил, какой светильник Он имеет в виду: тот, что вне завесы ковчега откровения (в святом месте) в скинии собрания (24:3).

Задача следить за тем, чтобы светильник горел должным образом, описывается как то, что нужно ставить светильник всегда (24:4). Эта обязанность возлагалась на Аарона, первосвященника (24:3). Хотя возможно, что первосвященник сам каждый вечер зажигал светильник, более вероятно, что здесь «Аарон» олицетворяет всё священство. Согласно Исх. 27:21, священники отвечали за то, чтобы лампады горели постоянно. Возможно, что обязанностью первосвященника было следить за тем, чтобы это делалось, а не делать это самому.

Бог подчёркивает, что законы о светильнике должны были соблюдаться с того момента на протяжении всего существования Израиля. Это было вечное постановление в роды их (24:3).

Хлеб на столе в святом месте (24:5–9)

«И возьми пшеничной муки и испеки из неё двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу. В каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный. Они будут принадлежать Аарону и сыновьям его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное».

Далее Господь описывает обязанности и привилегии священников в отношении «хлебов предложения», которые раскладывались на столе пред Господом в святом месте.

Стихи 5–9. Указания Бога относительно хлебов предложения на столе в святилище ясны. (1) Нужно было испечь двенадцать хлебов, или лепёшек (Российское Библейское Общество; Восстановительный Перевод), из пшеничной муки, в каждом хлебе должны быть две десятых ефы муки (24:5). (2) Их нужно было уложить в два ряда (или в две стопки) по шесть хлебов в каждом на столе из чистого золота (24:6). (3) Сверху на хлеб нужно было положить ливан. Это было в память и в жертву Господу (24:7: в Международном Библейском Обществе «огненная жертва Господу»). Когда хлеб убирали со стола, ливан возлагали на жертвенник всесожжения и сжигали в качестве приношения Богу (см. 2:2). (4) В каждый день субботы на стол нужно было класть новый хлеб, заменяя старый. (5) Правила относительно хлеба нужно было соблюдать постоянно, как часть завета вечного между Богом и Его народом (24:8). (6) Хлеб, который убирали со стола каждую субботу, отдавали Аарону и сыновьям его в качестве компенсации за их служение священниками. Он считался великой святыней; только священники (без семей) могли есть его, и только на святом месте (24:9).

#тора #ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #библия онлайн #священное писание #священные писания #толкование ветхого завета #библиянакаждыйдень #читать библию