Эта статья открывает серию очерков, подробно рассказывающих о видах оружия, издревле использовавшегося на южных и центральных островах Рюкю, самой южной группы японских островов, известной как Окинава (в политическом делении – префектура Окинава). В совокупности оружие, или предметы его заменяющие, вместе с техникой их применения называются кобудо. Арсенал варьируется от изящных стальных мечей и обманчиво хрупких бумажных вееров до фитильных ружей и брутальных сельскохозяйственных инструментов вроде серпа. Методы их применения для самозащиты или на поле боя тоже разнятся и включают в себя как «мягкие» круговые движения из древней боевой системы «тэ» («рука» или «руки»), так и «жесткие» прямолинейные атаки, характерные для китайских стилей и кобудо. Лишь практикующему выбирать: взять от оружия оздоровительный эффект и повод взглянуть на культуру другой страны, или же довольствоваться смертью и разрушением. Я сторонник первого варианта и надеюсь, что в нашу просвещенную эпоху, когда грани между культурами столь прозрачны, вторая альтернатива логично обернется сама против себя.
Хотя обычно утверждается обратное, история Окинавы, то есть древнего королевства Рюкю, неразрывно связана с оружием, боевыми искусствами и войнами. Богатство этой сравнительно небольшой, но некогда влиятельной торговой державы Северо-Тихоокеанского региона (иногда величаемой «Венецией Востока») зависело от торговли и производства оружия; ее социальная структура сформировалась в результате гражданской войны; ее история - история угроз и страха применения оружия; и, благодаря вооруженной экспансии, она присоединила к родному острову Окинава острова-сателлиты, образовав цепь островов Рюкю — дугообразную, прихотливую цепочку островов протяженностью более 1000 километров, создающую естественную границу в Восточно-Китайском море между Тайванем на юге и Кюсю (Япония) на севере. Точку в его истории поставило, не последовательное притеснение со стороны японцев, а современное оружие союзников, без разбора падавшее с неба.
Исследования показали, что, наряду с большинством других базовых аспектов окинавской культуры, оружие и методы его применения в тэ и испытавшим китайское влияние кобудо было завезено из соседних стран. По-видимому, связь между оружием и техниками документированного периода и орудиями каменного века, использовавшимися, завезенными или разработанными на островах Рюкю, незначительна, если она вообще есть. С приходом с более развитого севера железного века, простые каменные топоры и рога уступили место передовому бронзовому и железному оружию. Хотя на Окинаве не сохранилось никаких письменных материалов того времени, наше исследование следует начать с VII века. Именно тогда в анналах мирного двора Ямато, старой Японии, появляются записи о первых миссионерах-поселенцах, посетивших «Юго-Западные острова» (Рюкю). Предположительно, именно миссионеры познакомили местное население с металлическим оружием (для защиты) и металлическими орудиями труда (для возделывания риса). В то время принцем-регентом Ямато был Сётоку Тайси, блестящий молодой политик и дипломат, проповедовавший идеи своего современника Дарумы Дайси (кит. Дамо, сан. Бодхидхарма).
Ничто не говорит о том, что первые переселенцы на Окинаву столкнулись с каким-либо вооруженным сопротивлением или насилием. Более того, их потомки передавали легенды о волшебной тихой эпохе, известной как Эра Тэнсон. И вполне вероятно, что именно они первыми представили медитативное боевое искусство с использованием оружия (включая удары голыми руками, борьбу и броски), известное сегодня как тэ. Вскоре были установлены торговые связи с Японией и Китаем, а затем с Кореей и портами Юго-Восточной Азии, что сделало Окинаву важным торговым узлом. Поскольку в Ямато становилось все неспокойнее из-за внутренних междоусобиц, наемники-перебежчики и побежденные воины покидали север, ища убежище на островах Рюкю. Самым известным из них был Тамэтомо, полулегендарный японский воин (самурай), чье краткое пребывание на Окинаве (между 1165 и 1166 годами) оставило заметный след: он стал отцом будущего короля Сюнтэна, а его соратники значительно повлияли на развитие боевых искусств.
В ожесточенной японской внутренней сваре Тамэтомо принял сторону клана Минамото. Именно его племянник, Ёритомо, обратил, в итоге, в бегство противников – клан Тайра. Многие из тех побежденных, уставших от сражений самураев, захватив с собой свои боевые корабли, боевых коней, оружие, тактику и задиристый характер осели на островах Рюкю; большинство из них оставили военное дело и занялись сельским хозяйством. Думается, что их выучка и навыки помогли приблизить следующий этап истории Окинавы – жестокую эпоху феодальных замков, стычек, междоусобиц и предательств (1187-1429). В последнее, самое бурное, столетие этого периода, с 1314 по 1429 год, Окинава и ее острова-сателлиты погрузились в хаотичную гражданскую войну между тремя главными замками, олицетворявшими три мелких «княжества», в каждом из которых имелась собственная власть – самозванный князь (вождь) и вельможи, окопавшиеся за высокими каменными стенами в Хокудзане, смело правившем буйным севером, Тюдзане, контролирующем богатую центральную область и Нандзане, трепетно обнимающем южную оконечность острова.
Превосходящее культурно, да и просто более сильное княжество Тюдзан под предводительством хитрого военного интригана Сё Хаси сначала захватил север, а затем подмял под себя уязвимый юг. Управление Окинавой, перешедшее к Сюри, бывшей столице Тюдзана, стало централизованным, а бывшие враждующие княжества превратились в территориальные единицы. Соответственно, это были Кунигами (теперь Хокубу), Накагами (теперь Тюбу) и Симадзири (теперь Нанбу). Ценой воссоединения была война, но вслед за ней пришел относительно мирный Золотой век торговли (особенно оружием и серой, используемой при производстве пороха). Однако, экспансионизм, начавшийся с открытия Тюдзаном торговых хранилищ, продолжился с помощью военной силы и политических интриг, что в конечном итоге привело к захвату Южного Рюкю, а также большинства островов к северу от Окинавы, известных как Северный Рюкю.
Единственная за почти двести лет реальная внешняя угроза безопасности крошечной нации проявлялась не столько в многочисленных завуалированных политических угрозах со стороны больших братьев Окинавы - соседей-тигров - Японии, Китая и Монголии, сколько от грабежа назойливыми полчищами «вако» (пираты, чьи банды насчитывали иногда несколько тысяч человек), с которыми, по крайней мере на неофициальном уровне, многие окинавские торговцы были в сговоре. В полной мере используя открывающиеся возможности, международная торговля процветала в атмосфере изящных искусств, красивой архитектуры и обучения за рубежом - по крайней мере, для «сидзоку» (высших классов).
Настоящая угроза безопасности королевства, если не его существованию, материализовалась в 1609 году, когда клан Сацума, чьи территории располагались севернее, на японском острове Кюсю, осознал потенциальную выгоду от прибыльной торговли оружием и армада его опытных воинов на боевых джонках вторглась в процветающее королевство Рюкю. Им был с самого начала гарантирован успех - из-за их превосходной подготовки, но и, в большей степени, из-за выпущенных более ста лет назад эдиктов об оружии короля Сё Сина, опасавшегося вооруженного восстания. Согласно его указам, вооруженные люди вместе с другими сидзоку жили в Сюри и хранили свое оружие под охраной в арсенале, что эффективно защищало королевство изнутри, но лишало его шанса защититься от угрозы извне. Королевство Рюкю было сокрушено Сацумой, но не сломлено, а сацумцы, обретя контроль над рюкюской торговлей, получили желаемое – сливки: богатство и больше оружия, чем могли себе представить. Конечно, произошли и политические изменения: Рюкю потеряло свою независимость, став марионеточным государством, сохранив внешне феодальную классовую структуру - короля, знать и других сидзоку - с огромным социальным разрывом между ними и обедневшим классом крестьян.
И если бравым сацумским завоевателям разрешалось для самообороны носить мечи, жизнь окинавских сидзоку еще больше усложнилась - обучение владению оружием ограничилось, а регулярная армия была распущена. Вопрос выживания разоруженных и демобилизованных высших классов принял странный оборот, потребовавший разработки передовых политических стратегий и манипулирования с помощью силы слова. Результатом стала внушительная культура утонченной элегантности, щеголяющая скрытым психологическим оружием, которое было таким же тонким, но эффективным в использовании, как внешне женственные аксессуары сидзоку в виде вееров в бамбуковой оправе, зонтиков из промасленной бумаги и длинных курительных трубок. Она присутствовала везде, но повелители Сацумы ее не замечали. Повседневная жизнь крестьян осталась неизменной - большинство людей находилось в состоянии общинного рабства и даже слухи о возможных восстаниях были фантастическими. Единственное оружие, каким они обладали, крепилось к их натруженным плечам.
К середине XVIII века, с крупномасштабной миграцией сидзоку из многолюдного Сюри в их деревенские поместья и на отдаленные острова, стало популярным так называемое «сельскохозяйственное оружие», основанное на орудиях труда. Оно использовалось не из-за политического противостояния, а просто для самозащиты от личных врагов, реальных или воображаемых, или для демонстраций на деревенских праздниках. Поездки, как для отдыха, так и для обучения, в район Фучжоу в Китае их сыновей и внуков, а также студентов, спонсируемых государством, означали появление нового (хоть и рекреационного) оружия и его использование на Окинаве. Приобрело популярность имеющее китайские корни кобудо, с его фиксированными формами и угловатыми узорчатыми ката, иногда сосуществуя, иногда сливаясь, а иногда и вытесняя гораздо более старое оружие и техники тэ — любое импровизированное оружие (или орудие), при правильном методе и в умелых руках, может стать столь же смертоносным, как и настоящее (или столь же забавным).
К 1879 году марионеточный король Рюкю был окончательно свергнут. После этого, следуя за модернизацией остальной Японии, то, что когда-то было гордым королевством Рюкю, превратилось в еще одну захудалую префектуру централизованного государства. Токио стал новым хозяином, а вся страна стремглав понеслась к быстрой индустриализации с хорошо обученным флотом британского образца и дисциплинированной армией немецкого образца; и с новыми колониями за рубежом, которые следовало захватить. Это была удивительно смелая попытка Японии отбросить остатки своего постыдно устаревшего феодального прошлого и избавиться от своего комплекса национальной неполноценности. Только когда последовала неизбежная реакция против прогрессивного движения, все, как богатые, так и бедные, оказались втянуты в военно-промышленный водоворот, единственным средством спасения из которого было полное уничтожение всей системы внешними силами. На смену феодализму пришел милитаризм, самодержавному королю – деспотичный рыцарь, а Окинава невольно оказалась невезучей пешкой, стоящей на пути к их гибели. Она, умирающая Пиковая дама, должна была снова оказаться в центре внимания, вынесенная кровавой волной обратно на мировую арену.
Многие окинавские самозваные религиозные пророки верили, что прошлые грехи острова кармически навлекут на него его собственную катастрофическую судьбу. Слишком долго остров купался в богатстве, поставляя оружие и серу для чужих далеких войн, при этом искусно уклоняясь от ответственности и избегая собственных конфликтов. И вот, в 1945 году, после многих лет страданий и лишений военного времени, не сказать, что неожиданно, поскольку на некогда похожем на драгоценный камень «Перекрестке Востока» в течение уже целых трех месяцев громыхала современная война, судьба сделала резкий разворот. В том, что должно было стать последней битвой Второй мировой войны, ковровые бомбардировки союзников разнесли осязаемую историю Окинавы и многих ее жителей на куски, превратив в плоды их собственного воображаемого прошлого. Это была битва за Окинаву. Многим окинавцам казалось, что могучая рука на протяжении столетий собирала воедино все оружие, которое их предки когда-то с выгодой обменивали или продавали, а затем обновила его и сбросила на крошечный остров в яростной буре гнева.
Возможно, грехи отцов перешли к их сыновьям в кровожадном историческом круговороте причин и следствий, но именно сыновья научились приспосабливаться к жизни под сравнительно благожелательным военным правлением США, которое длилось до возвращения к Японии в 1972 году. Большую часть послевоенной эпохи действительно наблюдался демографический взрыв при достаточно высоком уровне жизни. Были также решены давние социальные проблемы, такие как базовая санитария и борьба с тропическими болезнями (малярия, филяриатоз и.т.д.). И модернизация, если не американизация, стала необратимой. Сильное военное присутствие как США (ВВС, ВМС, Армия и Морская пехота), так и сил самообороны Японии по-прежнему во многом определяет ход повседневной жизни, но незначительный вывод американских войск с юга острова Окинава означает превращение бывшей американской базы в мирового класса поле для гольфа, загородный клуб или курорт. В джунглях все еще нетронутого севера тренировочные базы морских пехотинцев послужили нежданной защитой для обширных участков девственного тропического леса от бульдозеров застройщиков и спасли таким образом от вымирания уникальную местную флору и фауну.
Сейчас миллионы туристов из центральной Японии каждый год устремляются на острова Рюкю чтобы попробовать немного иностранного, не выезжая за границу. Множество роскошных пляжных отелей и курортов, разбросанных по изрезанной береговой линии, превратили туризм в основную отрасль доходов, вытеснив прежнюю – доход, получаемый от военных баз. Производство сахарного тростника, которое раньше приносило большие деньги, быстро сокращается...
Продолжение следует...
Марк Бишоп.
Опубликовано в журнале Bugeisha Выпуск №2 от марта 1997 года
Перевод Павла Боброва
ЕЩЁ О КОБУДО И КАРАТЭ
КРАТКИЙ ОБЗОР ОКИНАВСКОГО ОРУЖИЯ
ОКИНАВСКОЕ КОБУДО: ТЯТАН-ЯРА НО САЙ
БО - ОКИНАВСКИЙ ШЕСТ В МАТАЁСИ КОБУДО
ДЕРЕВЕНСКОЕ КОБУДО ХОХАНА СОКЭНА
ТЕХНИКА ВЛАДЕНИЯ ВЕСЛОМ (ЭКУ-ДЗЮЦУ) В МАТАЁСИ КОБУДО
КОБУДО СЕМЬИ МАТАЁСИ (ЧАСТЬ 1)