Найти тему
Субъективный путеводитель

Когува и шмулы. За какие заслуги их деревня превратилась в музей?

Когува на острове Муху - эстонское Шушенское, то есть старое селение, при советской власти целиком музеефицированное именем одной личности. В Сибири, правда, для этого потребовался отбывавший ссылку Ленин, а Эстонии хватило и писателя Юхана Смуула, родившегося здесь в 1922 году и творившего после войны - причём судя по описаниям, человек был интересный, много путешествовал, в том числе с научными экспедициями далеко за пределы СССР (например, в Антарктиду).

Развенчивать его в независимой Эстонии не стали, но Когуву всё же перепрофилировали - теперь это обще-этнографический музей, целиком сохранившаяся рыбацкая деревня 1880-1930-х годов:

Впрочем, сама деревенька совсем не проста - её населяли шмулы, даже не субэтнос, а скорее каста, возникшая в последние десятилетия Ливонского ордена. По преданию, эстонский рыбак Ханске в 1532 году спас провалившегося под лёд (вот любили тевтонцы это дело) ливонского магистра Вальтера фон Плетенберга, за что последний даровал Ханске наследственную фамилию Шмуль и... нет, ещё не вольную (видимо, свободный эстонец был для рыцаря оксюмороном) освобождение от всех повинностей.

Кроме одной - доставки почты между островными и материковыми владениями Ордена, чем Шмули и занимались ещё несколько веков, со временем порядком обособившись от окрестных холопов, а в семейных преданиях потихоньку заменив орденского магистра на шведского короля. С виду, впрочем, крестьяне как крестьяне, а на фото конца 19 века не кто-нибудь, а сторожа, охранявшие Когуву от посторонних:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

На 1939-й год Шмулов было 136 человек. В 1957-м немецкая фамилия всё же была эстонизирована советской властью как Смуул, ну а писатель-путешественник действительно был одним из прямых потомков удачливого Ханске.

Музей открыли в 1971 году, через несколько месяцев после смерти писателя, и в общем включение в него всей деревни было весьма уместным. Ныне тут постоянного населения около 20 человек, а сама деревня, как и большинство островных деревень, представляет собой конгломерат хуторов со своими названиями, часть из которых целиком музейные, часть просто под охраной, а часть - жилые. Суровый каменистый островной быт:

-3

Главный хутор Тоома, где и родился Юхан Смуул - вход по билетам, могут выдать заламинированную схемку на русском языке, хотя в общем после десятков других эстонских и латвийских этнографических музеев всё и так понятно - жилая рига, баня, амбар с сельхозтехникой, зерновой амбар с клетушками для работавших на уборке зерна батраков, колодец, камышовая крыша и прочие уже успевшие примелькаться детали. На островах, впрочем, из-за обилия камня и общей архаичности всё как-то более живописно, чем на материке:

Интересно, что за железяка? Не обломок ли с корабля, затонувшего в Моонзундских сражениях двух мировых войн?

-5

Дом с обратной стороны. Вернее, не дом, а переделанная в полноценный дом "жилая рига" - ведь до отмены крепостничества большинству эстонских крестьян жилищам служили слегка приспособленные для такого дела амбары.

В 19 веке они почти по всей стране перевелись, но на островах, перестроенные в обычные дома, видимо оставались в ходу несколько дольше, так как на исторических местах встречаются существенно чаще:

-6

Погреб:

-7

Интерьеры середины ХХ века - не так уж далеки от современных:

-8

Деревенских и дачных современных, конечно:

-9

А тут явно облик 1920-х годов, времён детства писателя:

-10

И даже его собственная лодка, к которой ныне прилагается экспозиция о том, что с такой лодки можно поймать:

-11

Другой хутор за характерной для островной Эстонии каменной оградой - там, кажется, уже и не музей, вернее он сам себе экспонат. Кажется, это хутор Андрусе с самыми старыми (1880-е годы) постройками Когувы:

-12

А вот жилой хутор, если я не ошибаюсь, Сааду:

-13

То ли просто инсталляция, то ли свинья-копилка для пожертвований:

-14

На краю другого обитаемого хутора Валья, отгороженное от него забором - крошечное здание сельской школы:

-15

И её интерьеры, причём карта на стене ещё дореволюционная, а детские рисунки скорее современные:

-16

Комната учителя:

-17

Учитель, хоть он и учитель, плетёт сеть, а стало быть - ходит в море:

-18

До моря уже рукой подать. По дороге, за околицей последних хуторов - памятник Юхану Смуулу 1980-х годов, первоначально поставленный в таллинском Кадриорге, а сюда перенесённый в 2006 году подальше от вандалов, повадившихся откалывать от него куски (чаще всего почему-то пальцы) и сдавать в металлолом, откуда их возвращали и придёлывали много раз.

-19

Пристань с характерными каркасами "чумов" - в таких эстонцы жили задолго до прихода крестоносцев, видимо будучи кем-то вроде нынешних саамов, но сквозь века эти штуковины прошли в качестве летних кухонь.

-20

В кафе у пристани надеялись поесть свежей рыбки, но оно оказалось закрыто:

Островитяне:

-22

Общие виды пристани с обилием лодок, в основном типовых советских моделей, причём я даже не знал, что такие вёсельные скорлупки ходят в море. Возможно, они не покидают узкого пролива, на котором стоит Когува, где условия должны быть близки к речным:

-23

На заднем плане - соседний остров Сааремаа:

-24

Более заслуженные лодки - на берегу. Такие импровизированные музейчики на островах не редкость - просто у местных рыбаков к лодке почтение что у чабанов к коню, ливы в Латвии так даже делали целые лодочные кладбища в прибрежных лесах, а у эстонских островитян скорее что-то вроде почётной стоянки.

-25

Яхта типа "Фолькбот" 1940-х годов, металлическую подставку которой я понадеялся принять за характерную для Моонзундов (а может и остальной Балтики) конструкцию - лодка-амфибия на полозьях, при надобности превращавшаяся в сани - так были устроены и эйстук, и рухнусская ладья. Но здесь, увы, другой случай, а встречаются ли в Эстонии лодки с полозьями не на старых фотографиях - не знаю:

-26

В общем, нагулявшись у пристани, мы пошли обратно. По соседству с Тоома обнаружился похожий на небольшую мызу хутор Ванатоа:

-27

Там теперь гостевой дом и очень приятный ресторанчик. Хотя конечно происхождение совсем не деревенского дома мне не понятно:

-28

Дальше едем на Сааремаа. У выезда провожает музейная мельница Ээму.

-29

Надо сказать, от достопримечательности до достопримечательности на Муху по 5-6 километров - с машиной "всё рядом", без машины весьма накладно - это общая проблема всех крупных Моонзундов.