Самая впечатляющая достопримечательность эстонского острова Сааремаа - гигантские средневековые сельские храмы-крепости, не имеющие аналогов в материковой Прибалтике ни по масштабу (ну, кроме храмов Риги и Таллина), ни по обилию сохранившихся реликвий.
Они были построены в основном на рубеже 13-14 веков, когда крестоносцы плотно укоренились на Эзеле, но воинственные островитяне ещё сохраняли некоторое самоуправление, то есть видимо эти храмы играли примерно ту же роль, что русские монастыри на чудских и мерянских окраинах - форпосты колонизации и миссионерские базы. Строили их мастера с острова Готланд - говорят, там подобное тоже есть, но ещё масштабнее, а характерное для эстонских островов неспешное время помогло им сохраниться в почти первоначальном виде.
Церковь Святого Петра в Каарма (Кармель, ни много ни мало!) хорошо видна с валов одноимённого городища в прямой видимости от её входа - у крещённых городищ эти храмы-крепости и строились. Она ближайшая к единственному на острове городку Курессааре (15 километров по дорогам), но расположена в довольном глухом углу между больших дорог, и среди этих церквей самая "эталонная" - в принципе, если есть возможность увидеть только одну из них, лучше наверное ехать сюда.
Основная часть церкви построена в 1270-е годы, причём уже к тому времени относятся первые на Сааремаа контрфорсы - чаще их всё-таки пристраивали позже, когда здание начинало ветшать. Но они не помогли: на рубеже 14-15 веков церковь обрушилась и была достроена, видимо, рижским мастерами к 1407 году, следом выстроили башню.
Огромная задняя часть - на самом деле не только апсида, но и ризница (на кадре выше видно, что церковь ассиметрична), рассчитанная на оборону и потому надстроенная в 14 веке до двух этажей.
На кладбище - старые кресты, но это скорее век 17-18-й, если не 19-й:
Распятия на башне - как и она сама, видимо, 15 века:
А у портала, где вместо листьев жутковатые маски - чуть ли не старейшая сохранившаяся надпись на эстонском: "В этом году церковь завершена. В Петров день года 1407".
В притворе, где ящичек для пожертвований, гостевая книга и буклеты - ещё одна коллекция баронских гербов, как в Домском соборе Таллина или Аренсбургском замке Курессааре, по сути дела эпитафии погребённых у церкви баронов из окрестных мыз:
Зал сделался двухнефным при реставрации в первые годы 15 века, а изначально был бесстолпным, с готическим сводами.
Не знаю, что на них за фигуры вырезаны (ближняя похожа на чей-то герб, дальняя - кажется, апостол Пётр с ключами рая), но видимо сделаны они вместе со столбами, а "вмонтированными" выглядят потому. что столбы за века "потолстели" от штукатурки. Впереди - крестильный камень и алтарь, кажется новодельный:
В стенах - очередные эпитафии:
Самая красивая, пожалуй, во всей Эстонии кафедра (1645) и деревянный Святой Иосиф, которому не так давно стукнуло 600 лет - под нарисованным окном-розеткой:
А рядом старейший в Эстонии (18 век, а подвал и того старше) пасторат с замшелой крышей, где накануне реформации хотели сделать кармелитский монастырь, да так и не успели. От этих зданий веет то ли Англией, то ли Ирландией: