30 мая 2022 г. в Китае состоялся Форум по вопросам китайско-американских отношений, организованный Народным университетом КНР (Пекин) и китайским информационным порталом «Обозреватель» (в режиме видеосвязи).
Китайские СМИ отмечают, что в работе форума приняли участие руководство и ученые Партийной школы ЦК КПК, Китайского центра международного экономического обмена при Госсовете КНР, Народного университета КНР, Университета Цинхуа, Фуданьского и Сямэньского университетов, центров гуманитарных исследований по США и России Народного университета КНР и др.
Форум был посвящен антикитайской политике США с учетом российско-украинского конфликта и ответным мерам КНР.
Добрый день! Для тех, кто впервые на канале: мой опыт работы в Китае - 20 лет, владею китайским языком. Делюсь новостями, деловым опытом и историями о Китае. Чем больше знаешь о стране, тем лучше понимаешь.
В итоговом докладе форума сказано, что начало российско-украинский конфликта обострило полномасштабную конкуренцию между США и Китаем. Соединенные Штаты перешли к «всестороннему сдерживанию» Китая.
По состоянию на 16 мая США осуществляют 24 «репрессивные акции» против Китая в сферах экономики, торговли, финансов, идеологии, военной науки и техники, геополитики.
Как США пытаются подавлять Китай
Под лозунгом «всеобъемлющего сдерживания» Америка фактически осуществляет действия по «масштабному окружению и подавлению» КНР, которые сводятся к 5 направлениям.
Направление 1
Создание «торгово-экономического кольца в ИТР» для сдерживания Китая путем внедрения «Индо-Тихоокеанской экономической инициативы», формирования «полупроводникового альянса», введения адресных санкций в отношении отдельных компаний и попыток принуждения Китая к прекращению торгово-экономических обменов с Россией.
Направление 2
Длительные и короткие варианты финансового давления на китайские компании, в том числе включение их в «черные списки», публичные угрозы заморозить зарубежные активы, ограничение американских инвестиций в китайские компании и т. д.
Направление 3
Идеологическая клевета на Китай. Публикация множества ложных сообщений о китайском «пособничестве» России, раскручивание тезиса «Украина - сегодня, Тайвань - завтра» и т.д.
Направление 4
Сильное акцентирование внимания на вопросе о Тайване. Придание большого значения продаже оружия Тайваню, многочисленные двусмысленные политические заявления для провокационного обострения ситуации по обе стороны Тайваньского пролива.
Направление 5
Целенаправленное подавление развития Китая в военной науке и технике. Наличие риска отключения базовой платформы искусственного интеллекта в КНР в любое время, быстрое развертывание блокады воздушно-космической интегрированной информационной сети Китая, ограничение подготовки талантов в военной и научно-технической областях и т.д.
Возможные сценарии отношений
В докладе отмечается, что в будущем на развитие китайско-американских отношений будут влиять два фактора: 1 - изменения в экономической мощи Китая и Соединенных Штатов, 2 - различия в политических концепциях двух стран.
По китайскому мнению, администрация Байдена сделала конкуренцию главной осью китайско-американских отношений. В этой связи действующая стратегия и жесткая позиция США в отношении Китая «в ближайшее время фундаментальных изменений не претерпят», при этом вероятность полномасштабной «разборки» между Китаем и США возрастает.
Возможны 3 сценария развития двусторонних отношений в зависимости от интенсивности американской агрессии:
- сценарий высокой интенсивности, когда обе страны перейдут к полной военной конфронтации;
- сценарий средней интенсивности, когда обе страны постепенно полностью разорвут все отношения;
- сценарий низкой интенсивности, когда напряженные отношения между двумя странами станут нормой.
Что будет делать Китай
С учетом изложенного в докладе предлагается сделать следующее:
Во-первых, быстро разработать план действий по противодействию санкциям в экономике, торговле, финансах и укрепить сотрудничество в области цифрового управления. Ответить американской Индо-Тихоокеанской экономической инициативе активизацией работы в формате Азиатско-Тихоокеанским регионального сотрудничества. Ускорить реализацию Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и соответствующих переговоров о присоединении Китая к Всеобъемлющему и прогрессивному транстихоокеанскому партнерству (ВПТТП), чем повысить устойчивость производственных и логистических цепочек. Диверсифицировать компоновку каждого звена логистической цепочки, внедрять новые технологии в построение масштабной интеллектуальной системы логистической цепочки; улучшать и расширять функции трансграничной юаневой платежной системы (CIPS) в обход SWIFT с целью внедрения «цифрового юаня»; не допустить исключения Соединенными Штатами Китая из ВТО, сместить фокус развития торговли на Азию и Африку.
Кроме того, Китаю следует искать возможность сотрудничества с США в области цифрового управления между двумя странами. Активно продвигать цифровое экономическое и торговое сотрудничество в ИТР, способствовать формированию соответствующих правил цифрового управления и переходу от конкуренции к сотрудничеству.
Во-вторых, сосредоточиться «на себе» и ускорить разработку финансовой стратегии сильной державы. Продолжить совершенствование внутреннего механизма стабилизации рынка капитала и реформы системы регистрации акций; необходимо продолжать осторожно контролировать степень свободного движения капитала в Китае, чтобы избежать чрезмерного давления на обесценивание юаня и отток капитала; увеличить поощрение и внедрение инноваций в области финансового кредита.
В-третьих, ускорить процесс энергонезависимости, для чего сформировать «трехшаговую» стратегию энергетического перехода. В краткосрочной перспективе использовать стратегию «экономия угля, стабилизация нефти и рост газа», в среднесрочной перспективе внедрить комплексную политику, включая обеспечивающее законодательство, права субъектов и налогообложение, в долгосрочной перспективе перейти на полностью автономное и контролируемое производство энергии за счет расширения масштабов использования возобновляемых источников энергии.
В-четвертых, взять на себя инициативу, определять повестку дня и постепенно завладеть ритмом китайско-американской войны общественного мнения. Всесторонне анализировать исторические методы и средства идеологических санкций со стороны США, сохранять ясную голову и стратегическую решимость; уделять больше внимания международной полемике, укрепляя внешний коммуникационный потенциал; наращивать и укреплять возможности интернета и разведки с целью овладения инициативой в китайско-американской войне общественного мнения.
В-пятых, больше говорить миру об опасности «независимости Тайваня» и жестко препятствовать Соединенным Штатам в «использовании Тайваня для контроля над Китаем». Как можно скорее принять «Закон о содействии национальному воссоединению», увеличить долю военных расходов в ВВП.
В-шестых, укрепить военную науку и технику, как можно скорее создать независимую, самостоятельно контролируемую национальную систему ключевых технологий. В краткосрочной перспективе уделять повышенное внимание безопасности производственной цепочки в областях с высоким риском «разрыва связей [с США] в технологиях»; в среднесрочной перспективе активно участвовать в глобальном научно-техническом сотрудничестве и управлении; в долгосрочной перспективе провести необходимую подготовку к затяжной научно-технической войне с США, особенно в сфере подготовки кадров и научно-исследовательских инновационных работ.
В заключении доклада говорится, что Китаю следует:
- отказаться от иллюзии, что можно избежать стратегического соперничества с Соединенными Штатами;
- пытаться предотвратить военное столкновение с помощью практического мышления;
- формировать отношения с США с учетом новых реалий напряженных отношений двух стран;
- исходя из соображений общего будущего для человечества стремиться к консенсусу по ключевым вопросам глобального управления.
С учетом того, что итоговый доклад обнародован сразу в день форума, все его тезисы, похоже, согласованы заранее и, как говорится, соответствуют руководящим установкам.
На связи!