Найти тему
Разворот на 25

Социоально-экономический статус и его влияние на нашу психологию.

Возможно, первый вопрос, который возникает после прочтения заголовка: "ЧТО ЗА ДИЧЬ?" Однако, социально-экономический статус человека является предиктором многих вещей. Мы часто не задумываемся о значимости таких параметров как район, доход, "влияние". Максимум, это отражается у нас в обсуждениях о разных "стартовых точках" человека в начале карьеры. Но все намного глубже. Давайте разбираться!

Source: Thinkstock
Source: Thinkstock

Во-первых, что же такое социо-экономический статус? Социально-экономический статус (SES) — это совокупный экономический и социологический показатель опыта работы человека, его экономического и социального положения (или его семьи) по отношению к другим людям. При анализе SES семьи изучаются доход домохозяйства, образование и род занятий, а также совокупный доход, тогда как для SES индивидуума оцениваются только его собственные показатели. (Звучит уже страшно!) Социально-экономический статус обычно разбивается на три уровня (высокий, средний и низкий). Так называемые "классы". Поскольку социально-экономический статус является совокупностью нескольких показателей, то и влияние он оказывает комплексное. Низкий SES уже давно является предиктором многих физиологических и психологических проблем. Исследование округа Аламейда (я описывал его в одной из прошлых статей) включает уровень социально-экономического статуса в свои отчеты с 1979 года.

Calixto, O.J., & Anaya, J. (2014). Socioeconomic status.
Calixto, O.J., & Anaya, J. (2014). Socioeconomic status.

Выделим несколько психологических аспектов, на которые влияет низкий социально-экономический статус:

  • Низкий уровень развития когнитивных способностей. Ключевым фактором является доступность и уровень образования. Люди с низким социально-экономическим статусом чаще всего не могут позволить себе посещать хорошую школу. Это может упираться как в финансовую составляющую, так и в региональную. За счет этого ребенок не получает качественного образования, а в дополнение, взрослые чаще всего не в состоянии также способствовать обучению. (Тут может быть, как и большое количество работы у родителей, так и банально дисфункциональная семья, что является частым примером низкого СЭС)
  • Высокий уровень депрессии и тревожности. Люди, находящиеся на низких уровнях социо-экономического статуса, находятся в той или иной степени в изоляции. Помимо этого, у них более высока вероятность столкнуться с большим количеством препятствий на пути к удовлетворению своих базовых потребностей. То есть, уровень неудовлетворенности так и так выше. Это вызывает тревогу, депрессивные расстройства, приступы агрессии, асоциальное поведение.
  • Высокий уровень предвзятого отношения к окружающим и окружающих (предрассудки и стереотипизация). Тут работает схема того, что предвзятость порождает предвзятость. У многих людей в голове сидят стереотипы, которые сформированы поколениями. Эти стереотипы формируют предвзятое отношение к "неблагополучным" слоям населения. Сюда же можно взять и расовые предрассудки. (Согласно исследованиям, частота задержаний среди темнокожего населения намного выше в сравнении с европеоидными и азиатскими слоями населения) Предвзятость и пассивная агрессия исходит "в ответ" и от людей "низких слоёв", что выливается в неосознанное усиливание предрассудков с обеих сторон.
  • Высокий уровень жестокости. Жесткость у людей с низким СЭС выше по причинам, указанным выше. Получается такой круг: в детстве человек не получает должного образования, за счет этого (в том числе), у него могут быть как когнитивные проблемы, так и банальное отсутствие знаний. Постоянно находясь в окружении людей, которые не могут закрыть свои базовые потребности и вынуждены пребывать в сложных эмоциональных состояниях, высока вероятность применения агрессии и насилия по отношению к ребенку. Сюда же накладываем предвзятость со стороны окружающих (в том числе и сверстников). В итоге, у ребенка так же формируется множество не закрытых потребностей, асоциальное поведение, агрессия и жесткость по отношению к окружающим.

Помимо этого, низкий СЭС связан с большим количеством физиологических проблем. Почему? Ответ, на самом деле, прост. Тут одну из ключевых ролей играет финансовое состояние. Чем выше финансовые возможности человека, тем больше вероятность, что он может позволить жить в своем собственном помещении (уровень передачи заболеваний выше в сообществах "общажного" типа), платные медицинские услуги и более дорогие лекарственные препараты (или лекарства в целом). Грубо говоря, финансовое состояние очень тесно связано с возможностью лечить себя и лечить себя грамотно. Однако не одним экономическим положением тут обходимся. Как мы уже знаем, стресс, высокие уровни тревоги и плохой уровень социальных связей приводит к формированию вредных привычек вроде курения, алкоголизма и чего похуже. Поскольку люди с низким социально-экономическим статусом сами по себе изолированы в силу стереотипов и испытывают больше стресса, то и количество зависимостей у таких людей намного больше, а значит возрастают и риски.

Source: LifePath youtube channel
Source: LifePath youtube channel

Социально-экономический статус — это очень интересный и многогранный в плане изучения вопрос. Являясь мульти-факторным, каждый элемент СЭС оказывает влияние на большое количество аспектов человеческого быта и бытия, что в итоге выливается в полноценное влияние на формирование личности. К сожалению, очень много проблем исходит от подчеркивания неравенства условий, в которых формируются представители разных социально-экономических уровней. Переход от одного уровня к другому, естественно, возможен (социальный лифт никто не отменял), но это происходит не так часто, как мы думаем, да и сформированные ранее проблемы никто не отменял. Однако, это не значит, что надо ставить крест на людях из низких уровней СЭС, не стоит делить людей по этим уровням и не стоит считать данный показатель за стопроцентную единицу измерения состояний человека. Это лишь один из факторов, которые можно использовать для анализа. Относитесь ко всем с равной долей уважения. Так мы сделаем мир чуточку лучше! Скоро увидимся :)

Подписывайтесь здесь и переходите в телеграм-канал!

#социальная психология #социальное неравенство #психология жизни

Ресурсы:

Calixto, O.J., & Anaya, J. (2014). Socioeconomic status. The relationship with health and autoimmune diseases. Autoimmunity reviews, 13 6, 641-54 .

Chen, E., & Paterson, L. Q. (2006). Neighborhood, family, and subjective socioeconomic status: How do they relate to adolescent health? Health Psychology, 25, 704-714. doi:10.1037/0278-6133.25.6.704

Colhoun, H. M., Hemingway, H., & Poulter, N. R. (1998). Socio-economic status and blood pressure: An overview analysis. Journal of Human Hypertension, 12, 91–110. doi:10.1038/sj.jhh.1000558

DeCarlo Santiago, C., Wadsworth, M. E., & Stump, J. (2011). Socioeconomic status, neighborhood disadvantage, and poverty-related stress: Prospective effects on psychological syndromes among diverse low-income families. Journal of Economic Psychology, 32, 218-230. https://doi.org/10.1016/j.joep.2009.10.008

Jackson. (2011). The psychology of prejudice from attitudes to social action (First edition.). American Psychological Association.

Reeves, R., Rodrigue, E., & Kneebone, E. (2016). Five evils: Multidimensional poverty and race in America. Retrieved from https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/ReevesKneeboneRodrigue_MultidimensionalPoverty_FullPaper.pdf

Rodgers, W. M. (2008, September 19). Understanding the Black and White earnings gap: Why do African Americans continue to earn less despite dramatic gains in education? Retrieved from  http://www.prospect.org/cs/articles?article=understanding_the_black_white_earnings_gap

Voisin, D. R., & Neilands, T. B. (2010). Community violence and health risk factors among adolescents on Chicago’s Southside: Does gender matter? Journal of Adolescent Health, 46, 600-602. doi:10.1016/j.jadohealth.2009.11.213

-4