Название Хилок - эвенкийское, и никак не связано с князем Михаилом Хилковым, который по собственной инициативе уехал в Америку, дослужился от чернорабочего до директора тяги на строительстве Трансконтинентальной железной дороги, а затем уже опять в России - до министра путей сообщения. Именно он строит Кругобайкальскую, Забайкальскую и Китайско-Восточную железные дороги, и наверное не сомневался, что если потомки решат поставить ему памятник - то обязательно на станции Хилок.
В итоге увековечили министра в переполненной туристами Слюдянке, ну а Хилок так и остался мрачноватым глухим станционным посёлком, который беглый взгляд не отличит от Шимановска, Магдагачи, Сковородино, Ерофея Павловича или Могочи. Разве только паровоз тут не "Елена" и не "Лебедянка", а Су, построенный в 1939 году в Коломне и в 1983 поставленный у горловины станции:
Станция в 330 километрах от Читы была основана в 1895 году, и по графику строительства должна была принять первый поезд в 1898-м. Однако, как уже говорилось, в 1897 году над Яблоновым хребтом прошли небывалые дожди, и на Хилке случилось наводнение, какое бывает раз в несколько тысячелетий - подъём воды превысил самые радикальные опасения на 4 метра!
Удар стихии отстрочил пуск Транссиба на 2 года, так как начальство решило не восстанавливать смытое, а прокладывать новую трассу подальше от непредсказуемой реки. Лишь в 1900 году Забайкальская железная дорога была принята в эксплуатацию, станция Хилок же к 1929 году разрослась до ПГТ, а к 1951 - и до города.
С путей виден его центр, силикатные дома, деревянный Князь-Владимирский храм (2005) да обелиск Победы. Именно обелиск, высокая стела над вечным огнём и скульптурами, через бугор кажущаяся маленькой плитой с панно.
Мне же оставалось полюбоваться красивым вокзалом в стиле модерн да продолжить путь:
Хилок провожает огромным депо, ну а дальше - всё те же степные низины, лесистые сопки, пыльные избы остервенелых пустеющих деревень...