Найти в Дзене
Право на качество

Попал в больницу перед поездкой: вернут ли деньги за тур?

Оглавление
Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Потребитель приобрела путевку на две недельки в солнечной Болгарии, но за 10 дней до начала поездки была госпитализирована в больницу, о чем немедленно уведомила турагента и попросила перенести дату наначала тура, пообещав доплатить половину стоимости тура. Однако турагент ей в этом отказ и не сообщил туроператору о невозможности поездки для туриста. Потребитель потребовала вернуть уплаченные за путевку деньги, однако турагент и туроператор ей в этом отказали. Удалось ли вернуть деньги? В деле разбирался Верховный суд.

Суть дела

28 мая потребителем Вахромеевой у турагента был приобретен тур в Болгарию с 6 по 20 июля общей стоимостью 53800 рублей. Сразу же отметим, что сведения о туроператоре, а именно полное и сокращенное наименования, место нахождения, почтовый адрес и реестровый номер туроператора, в договоре отсутствовали, что сказалось на ходе решения проблемы, возникшей в дальнейшем, а она возникла.

24 июня за 12 дней до поездки Вахромеева была экстренно госпитализирована и через два дня после госпитализации и за 10 дней до начала тура по телефону уведомила турагента о невозможности совершения поездки.

Позже за 4 дня до поездки она обратилась к турагенту с заявлением о переносе даты поездки с доплатой, а в случае невозможности переноса просила минимизировать фактические затраты.

Турагент отказал ей в этом, указав, что минимизировать расходы у туроператора при отсутствии заявления об аннулировании тура невозможно. Тогда турист направила турагенту претензию с требованием вернуть деньги за тур, на что #туристическое агентство сообщило, что фактически понесённые им расходы на оплату тура составили 51 078 руб, поэтому оно может произвести возврат только своего агентского вознаграждения в размере 2 722 руб.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Тогда Вахромеева обратилась в суд с иском и потребовала от турагента и туроператора вернуть уплаченные за тур денежные средства.

Что решил суд

Суд первой инстанции ей в этом отказал, а суд апелляционной инстанции её требования удовлетворил. В пользу туриста взысканы сумма, уплаченная по договору о реализации туристского продукта, компенсация морального вреда в размере, штраф в размере 28 000 руб., а также судебные расходы в размере 9 000 руб.

Туроператор обжаловал решение суда апелляционной инстанции в Верховный суд, однако последний тоже поддержал туриста.

Почему суд принял такое решение

Суд исходил из того, что поездка Вахромеевой не состоялась по независящим от неё обстоятельствам - ввиду экстренной госпитализации туриста в медицинское учреждение. Факт госпитализации подтверждён соответствующими документами и представителем ответчика не оспаривался.

При этом #суд исходил из того, что с учётом телефонного обращения и последующих письменных заявлений имелась возможность сократить расходы на тур, однако турагент не проинформировалтуроператора о госпитализации туриста в медицинское учреждение, вследствие чего туристский продукт не был аннулирован.

В силу п. 2 ст. 782 Гражданского кодекса, а также ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» турист как #потребитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Частями 5 и 6 статьи 10 Закона «Об основах туристской деятельности» специально предусмотрено право каждой из сторон потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, к которым относится в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Названная гарантия предоставлена туристу императивными нормами законодательства и предполагает встречные обязательства на стороне туроператора и турагента обеспечить туристу право на односторонний отказ от туристского продукта в любое время при условии компенсации туроператору (турагенту) фактически понесённых ими расходов, которые они должны доказать.

Из установленных судами обстоятельств следует, что турист сообщила турагенту о наличии таких обстоятельств и подтвердила их, предоставив копии выписки из стационара и больничных листов с просьбой перенести поездку, а в случае невозможности - минимизировать расходы по заключённому между ними договору.

При этом Вахромеева как потребитель не была проинформирована о том, кто в действительности является туроператором.

Между тем, в соответствии со статьёй 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах должна содержать, в частности, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нём, если это имеет значение, исходя из характера услуги.
-3

Турагент также не направил туроператору заявление туриста на отказ от исполнения договора, в связи с чем входящие в туристский продукт услуги (авиаперевозка, трансфер, проживание в отеле и прочее) аннулированы не были.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Вахромеевой за счёт туроператора, получившего денежные средства туриста для оплаты тура.

Верховный суд акцентировал внимание на том, что полное и сокращённое наименования туроператора, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора относится к существенным условиям договора о реализации туристского продукта.

Кейс написан на основе определения Верховного суда по делу №078-КГ19-57, фамилии изменены, совпадения случайны.

Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.

Если считаете, что эта статья может быть ещё кому-нибудь полезна, поделитесь ею в соцсетях.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Может быть интересно:

Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает. Кейс.

Как вернуть деньги за отменённый тур.

Признаёт ли закон ремонт автомобиля за границей.

🏖Надоело читать, буду готовиться отдыхать. Эта партнерская ссылка ведёт в каталог купальников. На случай, если вам уже выезжать и некогда их искать.

Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.

Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не поставили).

#права туриста #вернуть деньги за тур #аннуляция тура #отмена тура #закон о защите прав потребителей #туристический бизнес #pravona