Типично светская бытовая биографическая повесть, написанная во второй половине XVII в.
Центральная тема – тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
Вступление к повести придает этой теме общечеловеческое обобщенное звучание. Библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы трактуется здесь как непокорность, неповиновение первых людей воле создавшего их Бога. Источник этого неповиновения – не дьявол-искуситель, как толковала Библия, а сам человек, его сердце «несмысленное и неуимчивое». Такая трактовка библейского сюжета говорит о новом миропонимании, сложившемся у автора: причина преступления человеком заповеди смирения, покорности – в нем самом, в его характере, а не результат воздействия потусторонних сил.
Появление Молодца - обобщенно-собирательного образа представителя молодого поколения своего времени - явление новаторское. Исторические личности заменяются вымышленными героями.
Образ Горя
- как в народных песнях олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека
- образ раскрывает также внутреннюю раздвоенность, смятенность души героя, его неуверенность в своих силах
- в советах, которые дает Молодцу Горе, легко обнаружить тягостные раздумья самого героя над жизнью, над неустойчивостью своего материального благополучия
Социальное значение
Ярко рисуются картины «наготы и босоты безмерной», в которых звучат мотивы протеста неимущего класса против социальной несправедливости, против злой доли. В правдивом изображении процесса образования деклассированных элементов общества – большое социальное значение повести.
Для героя и автора повести монастырь является отнюдь не идеалом праведной жизни, а последней возможностью спастись от своей злочастной доли.
Авторское отношение
Автор сочувствует герою и в то же время показывает его трагичность. Освященному веками традиционному бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.
Противопоставление двух типов отношения к жизни, два миропонимания:
- с одной стороны, родителей и «добрых людей» – большинства, стоящего на страже «домостроевской» общественной и семейной морали;
- с другой стороны, – Молодца, воплощающего стремление нового поколения к свободной жизни.
По словам Н. Г. Чернышевского, следует верному течению народнопоэтического слова.
Открытие ценности человеческой личности в демократической литературе XVII в.
- распространяется в простом народе: среди ремесленников, мелких торговцев, низшего духовенства, проникает в крестьянскую среду и т. д. и противостоит литературе официальной, литературе господствующего класса, отчасти продолжающей старые традиции
Литература демократическая оппозиционна феодальному классу:
· подчеркивает несправедливость мира
· отражает недовольство действительностью и соц. порядками
· новая черта литературы: недовольство своей судьбой, своим положением
Характерен конфликт личности со средой, жалобы этой личности на свою долю, вызов общественным порядкам, иногда же - неуверенность в себе, мольба, испуг, страх перед миром, ощущение собственной беззащитности, вера в судьбу, в рок, тема смерти, самоубийства и первые попытки противостоять своей судьбе, исправить несправедливость.
Особый стиль изображения человека: стиль резко сниженный, нарочито будничный, утверждавший право всякого человека на общественное сочувствие
Герой не занимает никакого официального положения, либо его положение очень низко и "тривиально". Просто страдающий человек, страдающий от голода, холода, от общественной несправедливости, от того, что ему некуда приклонить голову.
Если во всех предшествующих средневековых стилях изображения человека этот последний чем-то был выше своих читателей, представлял собой персонаж, витавший в каком-то своем, особом пространстве, куда читатель, в сущности, не проникал, то теперь действующее лицо выступает вполне ему равновеликим, а иногда даже униженным, требующим не восхищения, а жалости и снисхождения.
Опрощение героя, доведенное до пределов возможного:
- он наг, если же и одет, то в "гуньку кабацкую", в "феризы рагоженные" с мочальными завязками
- голоден, есть ему нечего, и "никто не дает", никто его не приглашает к себе
- не признан родными и изгнан от друзей
Человек бредет неизвестно куда по земле - такой, какая она есть, без каких бы то ни было прикрас. Но замечательно, что именно в этом способе изображения человека больше всего выступает сознание ценности человеческой личности самой по себе: нагой, голодной, босой, грешной, без всяких надежд на будущее, без всяких признаков какого бы то ни было положения в обществе.
!Он бессилен побороть себя, выйти на "спасенный путь". И тем не менее он достоин сочувствия!
Многие из произведений этого времени носят характер "внутреннего монолога".
Действующие лица воспринимают уроки действительности, под их влиянием они меняются и принимают решения. Это явилось не только чрезвычайно важным психологическим открытием, но и открытием литературно-сюжетным. Конфликт с действительностью, воздействие действительности на героя позволяли иначе строить повествование, чем оно строилось раньше.
Герой принимал решения не под влиянием наития христианских чувств или предписаний и норм феодального поведения, а вследствие ударов жизни, ударов судьбы.