Последние успехи российской армии отразились на обществе и стали серьезным препятствием для мотивационных усилий руководства страны
Украинцы, похоже, теряют единство на фоне военных поражений на Донбассе и экономического кризиса в остальной части страны. Всплеск патриотизма, возникший, когда российская армия была близка к Киеву, похоже, исчерпан в последние дни мая. Вместе с этим, похоже, исчез и национальный консенсус, при котором все политические группы сплотились вокруг украинской армии, а не боролись против президента Владимира Зеленского.
Теперь у поддерживаемого Западом лидера, похоже, большие проблемы.
Вывод российских войск из районов вокруг Киева, Чернигова и Сум, завершенный к 3 апреля, рассматривался как значительная победа украинских властей. Снятие угрозы со столицы позволило вернуть дипломатические учреждения, организовать визиты иностранных делегаций на места былых сражений и убедить страны НАТО в том, что Украина сможет выстоять в войне против России, если получит более серьезное вооружение.
Все это преподносилось украинцам как закладка фундамента для подготовки контрнаступления в Харькове, Херсоне и на Донбассе. Кроме того, в качестве платы за героизм и взятие Украиной знамени "щита Европы" был предложен излюбленный пряник - обещания скорейшего вступления в Евросоюз в обход существующих норм. Настроение в украинском обществе было позитивным. Российская армия уже была остановлена. Оставалось только дождаться помощи Запада, и можно будет взять реванш за 2014 год, когда Москва вновь захватила Крым.
Тем временем иностранная помощь поступала, но она не приносила облегчения Украине. Она оказалась эффективной только для поддержки беженцев в странах, свободных от украинской коррупции и кумовства. Что касается военной составляющей, то к концу мая выяснилось, что запрошенных артиллерии и систем ПВО недостаточно для победы над Россией, и необходимо довести численность армии до миллиона человек.
Это увеличение должно было быть осуществлено за счет мобилизации и передачи отрядов территориальной обороны в состав Вооруженных сил Украины. В условиях экономического кризиса еще больше украинских мужчин должны были быть отправлены на передовую.
В результате киевское правительство задерживало мужчин на улицах подконтрольных ему городов и вручало им призывные извещения. Тем временем западноукраинские подразделения территориальной обороны, которые изначально хотели получить оружие для защиты своих деревень в Карпатах, вместо этого оказались под огнем российской авиации и артиллерии на востоке Донбасса.
Так из украинского общества исчезла вера в скорую победу. Алексей Арестович, топ-советник аппарата президента, который каким-то образом стал главным военным экспертом в Украине, а также военные блогеры, связанные с националистическим подразделением "Азов", уже говорят о трудных июне и июле. Даже сам Зеленский утратил оптимизм. В чем же причина?
Со второй половины апреля российская армия сосредоточилась на нескольких целях:
- Расширение плацдарма вокруг Изюма и отрезание Славянска
- проведение наступления от Купянска вдоль Оскольского водохранилища на Святогорск и Лиман
- Освобождение района Рубежное-Северодонецк-Лисичанск
- Прорыв укрепленных оборонительных сооружений в районе Попасной с целью выхода на оперативный театр военных действий
- Прорыв укрепленных оборонительных сооружений в районе Авдеевки и ее окрестностей
- Установление контроля над Мариуполем
К концу мая большинство этих задач было выполнено. Наибольшее сопротивление украинская армия оказала в районе Изюма, благодаря чему фронт удалось удержать на расстоянии 20 километров от Славянска. Однако это было достигнуто за счет концентрации большей части резервов между Изюмом и Славянском, что сделало невозможным их развертывание на других участках.
Немного восточнее российская армия прошла около 80 километров вдоль Оскольского водохранилища, освободив 27 мая районный центр Лиман. Теперь Славянск находится под угрозой удара не только с северо-запада, но и с северо-востока, а позиции на левом берегу реки Северский Донец, ключевые для этого театра военных действий, остаются только в районе Святогорска и Харьковской области.
Эта победа была невозможна без успешных действий в окрестностях Северодонецка: там без боя были заняты село Кременная и северная часть города Рубежное. Бои продолжались в течение месяца, пока 12 мая украинцы не отступили из южных пригородов, взорвав за собой мост через реку Боровую. Успех в Кременной позволил атаковать позиции украинской армии в районе Лимана с востока и подвести к Северску, важному логистическому центру, на расстояние выстрела.
Несмотря на постоянное продвижение вперед, российская армия не обошлась без поражений. Попытка форсировать реку Северский Донец в районе Белогоровки с целью окружения Лисичанска провалилась, что привело к поражению одного батальона. Этот успех продлил жизнь украинского гарнизона в Северодонецке и Лисичанске на месяц, но он обречен из-за прорыва на юге, в Попасной.
Этот город является крупным железнодорожным узлом на Донбассе, его население составляет 20 000 человек. К сожалению, с 2014 года украинцы превратили Попасную в один сплошной укрепленный район. Этому способствовали удобные многоэтажные здания в центре города, наличие крупных зданий железнодорожного депо, а также расположение на холме. Бои за Попасную продолжались более двух месяцев и привели к полному разрушению города. После победы в Попасной российская армия провела успешное наступление, в результате которого шоссе Бахмут-Лисичанск оказалось в зоне обстрела, фактически лишив гарнизоны Северодонецка и Лисичанска связи с остальной Украиной.
Кроме того, победа в Попасной позволила начать наступление на важный логистический узел Бахмут и заставить украинские войска отступить из Светлодара, по сути, оставив без боя полосу серьезных укреплений на так называемой Светлодарской дуге.
В районе Авдеевки успехи российской армии были не столь значительными, как в Попасной, но украинские силы постепенно отступают из этого важного района. Контроль над Авдеевкой дает украинской армии возможность обстреливать Донецк из артиллерии, а также надежду начать контрнаступление на Ясиноватую и Донецк. Вооруженные силы Украины сосредоточили здесь столь значительные силы, что армия ДНР не успевает продвинуться вперед после успешного ослабления противника артиллерийскими ударами, так как буквально завалена живой силой восставшего противника. Но даже в таких условиях им удалось перерезать трассу Авдеевка-Константиновка и существенно нарушить линии снабжения противника.
Но главная победа России произошла южнее, в портовом городе Мариуполе, который был отрезан в начале войны. Там были окружены и взяты в плен наиболее боеспособные и мотивированные подразделения украинской армии и Национальной гвардии. В первую очередь речь идет о неонацистском полке "Азов", костяк которого составляли ультраправые боевики. Помимо индоктринации своих собственных членов, "Азов" был главным агентом, распространяющим ультраправые идеи во всей украинской армии.
Это делалось через курсы сержантского состава, где, помимо военных дисциплин, упор делался на идеологию. Это одна из причин идеологического дрейфа украинской армии, которая без боя сдала Крым в 2014 году, но теперь сумела отбить русских у Киева.
Гарнизон в Мариуполе, который позже отступил на завод "Азовсталь", стал широко известен как в Украине, так и во всем мире как пример стойкости украинских солдат. Всем казалось, что эти неонацисты будут стойко сражаться до самого конца, как их герои из Ваффен СС. Украина поверила в них, и русские были вынуждены стянуть значительные силы в этом районе.
Главы государств, Папа Римский и даже победители Евровидения говорили о Мариуполе. Неудобнее всего оказалось в последнем случае: как только Украина выиграла песенный конкурс, гарнизон "Азовстали" капитулировал, как будто у него был приказ продержаться до финала.
Превращение "Азова" из жестоких ультраправых боевиков в олицетворение украинской стойкости было смехотворным. Освещение в западных СМИ также было смехотворным, они настаивали на том, что их "эвакуировали", а не взяли в плен. Украинское руководство вело себя как комики, утверждая, что сдача в плен была "специальной операцией". В российском Интернете расцвели шутки, предупреждающие, что "Азов" закрепился в СИЗО Ростова-на-Дону и скоро начнется нападение на судебный участок.
Ситуация вокруг украинской армии, получившей от русских урок гуманного обращения с военнопленными, была нешуточной. Самое страшное здесь то, что этот урок она получила во время развала фронтов в районе Лимана, Попасной и Северодонецка. И если после воспитания воинской чести члены "Азова" позволили взять себя в плен, то личный состав гарнизонов, попавших в будущие "котлы" или окружения, тоже может с чистой совестью сдаться в плен.
Это ставит под угрозу украинскую стратегию превращения городов Донбасса в крепости, основанные на крупных промышленных объектах. В силу особенностей региона такие комплексы есть в каждом городе, и построены они основательно, в расчете на ядерную войну. В них можно держать оборону очень долго - "Азовсталь" тому прецедент. Но держать оборону в таких условиях - самоубийство, поскольку украинские гарнизоны быстро лишаются доступа к провизии, продовольствию, медикаментам и боеприпасам. И сейчас украинское руководство не уверено, что его армия готова стоять до конца, поскольку лучшие украинские части уже отказались это делать.
Скандал с "Азовсталью", члены которой стали национальными героями только для того, чтобы попасть в плен с перспективой предстать перед военным трибуналом, теперь дополняется обращениями различных подразделений Вооруженных сил Украины, которым присылают оружие времен Первой мировой войны - например, пулеметы "Максим" - для борьбы с передовыми российскими танками и авиацией. Что в этих условиях мешает им оставить свои позиции, не считая себя дезертирами?
Украинское общество столкнулось с серьезными военными поражениями, и его мотивация продолжать войну исчерпана. Только в Мариуполе Украина уже сдала более 5 000 пленных украинских военных, а на подходе новое окружение в Северодонецке и Лисичанске. Украинское правительство сейчас стоит перед выбором: сдать Донбасс, сохранить армию и столкнуться с восстанием патриотических сил, которые считают сдачу Донбасса предательством; или бороться за Донбасс до последнего солдата, потерять армию, а чуть позже и Донбасс, за которым последуют другие территории.
На самом деле ситуация плачевна: терпя поражения, Зеленский теряет возможность лгать своим западным союзникам о готовности Украины воевать, если только она получит больше тяжелого вооружения. Какой смысл Британии или Соединенным Штатам давать Украине самое современное оружие, если она будет окружена и попадет в руки российской армии, как это уже произошло с ПЗРК и бронетехникой?