Найти тему
ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ

,, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК ". САМЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК В СЕРИАЛЕ. ТАК ЛИ ЭТО?

Сегодня речь пойдет о седобородом старце Кадии Эффенди( хотя он не так уж и стар ,на самом деле).

Султан Сулейман очень ценил и уважал неподкупного кадия, который, в свою очередь, радовал повелителя своими справедливыми решениями.

Он заставлял дрожать от страха каждого торговца, кто осмеливался нарушить правила.

-2

Впервые мы видим кадия на рынке, где он интересуется : почём купил и за сколько продает дорогую ткань из натурального хлопка местный торговец.

Тот честно отвечает, что купил её за 100 акче, продает за 120, а по закону, оказывается, должен продавать за 110 акче.

И ,несмотря на возражения торговца, что из-за португальских неверных не удается возить товар как раньше, и поэтому его транспортные расходы выросли, кадий Эбуссууд Эффенди заявляет: «Твои подсчеты не должны касаться меня. Для меня важен только закон. Стража, тащите мошенника на фалаку, получит 60 ударов палкой, поймет что к чему!»

И вот тут мне не совсем понятно, о каком законе идёт речь? А чем этот торговец должен будет платить налоги в государственную казну??? Он же разорится!!!

Уж в чем, в чем, а в торговле турки прекрасно знали толк. Тем более, речь о дорогом товаре, не являющемся предметом первой необходимости. Шестьдесят ударов палкой по пяткам – это не только жестоко и несправедливо, но это еще и удар по репутации, и, прямо скажем, серьезный ущерб .

Дальше Эбуссууд подошел к пекарю, который действительно грешил обвесом и плохим качеством хлеба. «Ячмень и просо ты смешал с хорошей мукой. Дешевый товар ты продаешь дорого.

Да еще веса не хватает. Впредь не преступай закон. Продавать хлеб общине правоверных с недостаточным весом и поддельным качеством- очень большое преступление, господин пекарь, и великий грех.

Прибейте его за уши к воротам. Пусть народ посмотрит».

С одной стороны, Эбуссууд прав, ибо хлеб - товар первой необходимости, но ,с другой стороны, можно было наказать бы и помягче ..

Но не указывают ли такие публичные жестокие наказания на желание кадия стать популярным, прославиться, заставить простой люд говорить о себе. Уж не высокомерие ли это?...

И о нем, действительно, заговорили, только по-другому – посыпались жалобы султану на странную и необоснованную жестокость наказаний.

-3

Султан Сулейман сдвинул брови: «По нашим законам ни одна должность не дает право на жестокость.

Одно твое решение многих возмутило. Мы узнали, что ты приговорил пекаря какого-то пригвоздить за уши к дверям. Что это за наказание? Думаешь, раз ты кадий, это дает тебе право мучить людей?»

«Что вы, Повелитель?! – скромно потупив глаза , отвечал ему Эбусууд Эффенди – Аллах великий вверил мне единоверцев, а вы доверили мне их , как кадию Стамбула.

И я стараюсь быть достойным этой чести. То, что написано в законах, я обязан неукоснительно исполнять. Великий ваш дед султан Баязид-хан составил свод законов, где все ясно сказано.

Кадии берут закон только за основу. И важно, чтобы решение мы принимали в соответствии со своей совестью».

Выходит, раз совесть кадия чиста, значит, мучить людей можно?

-4

Он нисколько не сомневается в своих решениях, аналогов которых нет в судебной истории Османской империи. И лишь Аллах решает - достойный он судья или нет - но это станет ясно только после смерти Эффенди , и только ему.

*** Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.

Это точно! А как вы считаете насчёт справедливости кадия?