Найти тему
О Жизни и об Истории

Киссинджер и Россия. Часть первая: почему экс-госсекретарь против расширения НАТО на восток

На минувшей неделе медиасфера активно обсуждала заявление Киссинджера на Давосском форуме по Украине, гадая о мотивах, лежащих в его основе, о чем я уже кратко писал: Киссинджер о будущем Украины/Трезвый взгляд ветерана Холодной войны Соответственно, позволю себе повторить один из изложенных в упомянутой статье тезисов: бывший госсекретарь, равно как и другие ветераны американского политического истеблишмента эпохи Холодной войны и хорошо помнившие Вторую мировую, еще в девяностые выступал против в расширения НАТО на восток.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ничего удивительного в этом нет. Да, отнюдь не провидец, но опытнейший политик, бывший помощник Никсона и творец существенной трансформации геополитической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, понимал: довольно спонтанное, вызванной нездоровой эйфорией вследствие крушения СССР и распада Варшавского договора, движение альянса на восток ни к чему хорошему не приведет.

Прием же в него новых членов, с совершенно иным уровнем военно-экономического развития и ментальных установок населения, с иным укладом жизни, существенно отличающимся и в бытовом и культурологическом планах; с совершенно иными политическими элитами, столь непохожими на западноевропейские, создаст более проблем, нежели даст блоку преференций.

Причем Брюссель на начало девяностых уже имел негативный опыт сосуществования слишком непохожих стран: Турции и Греции. Но, повторю, нездоровая эйфория сделала свое дело. И теперь в ведущих европейских столицах расхлебывают результат опрометчивых шагов, слушая, как поляки с прибалтами учат их жизни. Вряд ли, согласитесь, Киссинджер желал для НАТО подобной участи.

Но, главное, он понимал: расширение альянса с неизбежностью приведет к возрождению просоветских, а значит – антизападных настроений в части российского населения, в том числе и за пределами РФ – на просторах СНГ. Киссинджер вряд ли питал иллюзии: с этими настроениями даже лояльной Вашингтону политической элите в России придется считаться.

Собственно, это мы сейчас и наблюдаем, при том что часть отечественного истеблишмента, рискну предположить, готова все вернуть на круги своя – то есть сытую безсанкционную жизнь, с недвижимостью близ лазурных берегов и обучением детей в Сорбонне.

Впрочем, понимая современные настроения в обществе, данные господа предпочитают не выражать свое неудовольствие спецоперацией и в открытую не заявлять о необходимости, сию же минуту, начать переговоры с Украиной, столь чаемые заплутавшими в санкционных дебрях, в ущерб собственный интересам, Западом.

Разумеется, и тех и других устроил бы компромисс в виде признания Киевом Крыма и фиксированием на бумаге неопределенного, на время, статуса ДНР и ЛНР с возобновлением соответствующих переговоров через год другой. При этом и Одесса и Николаев гарантированно остаются под контролем Украины, как стратегически важные порты для Запада, а российские войска оставляют, положим, Херсон и часть территории Донбасса.

Понятно, что такая повестка невероятна, во всяком случае на текущий момент. Но, полагаю, подобного рода настроения среди части российской элиты существуют и Киссинджеру, как это не покажется странным, они также не близки. О своем предположении какой он хотел бы видеть Россию, равно как и ее правящую элиту, я расскажу в следующей статье, которая станет продолжением начатого разговора.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков