Привет, друзья! Вы читаете текстовый подкаст "БАШНЮ СНЕСЛО" от SevRusPodcast.
Мы остановились на том, как после вынужденного отступления после боя у Молосковиц, Колобанов возвращается в штаб полка. Там ему сообщают хорошую новость: в их дивизию пришло пополнение из новых, «с иголочки», танков КВ-1. Не успев обрадоваться, Колобанов был отправлен на аудиенцию к комдиву Баранову, который пояснил, для чего прибыли эти танки: надо, мол, у Красногвардейска (в настоящее время это город Гатчина) перекрыть три дороги, которые ведут к самому этому городу. «Перекрыть их и стоять насмерть!» - так сказал нашему герою командир. «Есть!» - ответил наш герой.
Через несколько часов пять танков КВ-1, ведомые Зиновием Колобановым, вышли на боевой плацдарм, предварительно заполнив свои башни и снарядные ниши вдвое увеличенным боезапасом, достигавшим по итогу 180-ти снарядов, большей частью – бронебойных. Наш герой, как водится истинному командиру, вёл свою машину первой. Сохранились даже сведения об участниках легендарного экипажа Колобанова: наводчик – Андрей Михайлович Усов, старший сержант; Николай Иванович Никифоров, старшина, – механик-водитель; стрелок-радист – старший сержант Павел Иванович Кисельков; наконец, заряжающий – Николай Феоктистович Родников. Такой был состав танка-героя КВ-1 Л-11 с бортовым номером "№864".
Принято считать, что Войсковицский бой хорошо и подробно исследовал историк Скворцов. Давайте посмотрим, как он трактует события и итоги боя. Дело было так: 19 августа 1941 года Колобанов оценил обстановку на перекрёстке трёх дорог, после чего принял решение отправить два танка на оборону дороги на Лугу; другие дме машины были поставлены вблизи идущего на Кингисепп тракта. Свой же танк наш герой спрятал вблизи Т-образного перекрёстка, что соединяет дороги на Мариенбург, на Войсковицы и на Сяськелево. Окоп для машины вырыли почти в 300-х метрах ровно напротив пересечения дорог, что позволяло комфортно вести огонь по всей колонне. Кроме того, Колобанов заметил, что мягкая, влажная, болотистая почва на обочинах не позволила бы танкам противника спрятаться в так называемом кювете, поэтому Колобанов ещё раз убедился в правильности своего расчёта и стал ждать.
Ждать пришлось почти полдня. Во второй половине дня 20 августа экипажи КВ, державшие оборону лужской трассы первыми доложили о движении колонны противника. Чуть позже они также доложили об уничтожении пяти танков и трёх бронетранспортёров врага. Очевидно, что дальнейшее продвижение немецких войск в этом направлении было несколько затруднено, поэтому, чтобы избежать лишних потерь, немцы отправили самолёты-разведчики, но не разглядев с высоты спрятанных в окопах советских танков, немецкие пилоты посоветовали провести разведку пехотой. Так и сделали. Колобанов лично заметил, как несколько мотострелков противника аккуратно и боязливо прошли по дороге на Войсковицы. Наконец, после передового отряда на горизонте возникли силуэты немецких танков. Это были 22 лёгких немецких танков чехословацкой постройки Pz. Kpfw. 35 (t), принадлежавшие то ли 6-ой, то ли 1-ой, то ли 8-ой танковой дивизии вермахта.
Прежде всего, Зиновий Колобанов желал подбить головной танк, что так уверенно шёл к повороту на Войсковицы. Аккурат между птицефермой и посёлком Новый Учхоз, ориентируясь на две рядом растущие берёзы, Колобанов приказал стрелять по головным машинам. Через несколько подряд ударивших выстрелов в голове колонны возникли три горящих немецких танка. Затем дуэт Колобанов-Усов расстреляли несколько танков в конце колонны, стараясь запереть немцем внутри собственной колонны. Несчастные танкисты выживших машин, стараясь убежать и спрятаться от огня, толкали впереди стоящие машины, пытались объезжать их, сворачивали на обочину, где моментально впадали в цепкие объятия ленинградских болот. Некоторые машины, особо дерзкие и, видимо, считавшие себя бессмертными, стоя на месте в болоте, открыли огонь по машине Колобанова, израсходовав большую часть своих снарядов. Чуть забегая вперёд, скажем, что в КВ-1 нашего героя прилетело целых 114 немецких снарядов, но ни один из них не пробил совесткую броню. Колобанов же за это время (бой длился примерно час) расстрелял все шедшие по дороге 22 танка, эффективно задействовав 98 снарядов.
Вскоре, после завершения боя, зафиксировать героизм совестких солдат приехал военкор «Известий» Павел Майский, который, оказывается, даже заснял результаты боя, однако плёнка эта, к сожалению, не сохранилась.
Зато сохранились сведения о последующих событиях. Известно, что комдив Баранов потребовал от нашего героя занять второй окоп, потому что немцы просто обязаны были атаковать вновь. Так и произошло: уже более тяжёлые немецкие средние танки Pz. Kpfw. IV, заранее обнаружив танк Колобанова, открыли по нему огонь издали. В это же время, под их прикрытием, часть немецких танков вместе с ротой мотострелков двинулись через Учхоз. Стоит сказать, что такая перестрелка привела только к тому, что у КВ-1 Колобанов были разбиты приборы наблюдения и приводы наведения башни. Потеряв обзор, наш герой приказал мехводу выкатить танк из окопа и развернуть корпус в нужном направлении. Колобанов и его экипаж держали оборону, словив почти полторы сотни попаданий, когда во фланг немецким танкам вошла группа КВ-1, которой руководил комбат Шпиллер.
Вернувшись в штаб, стали подводить итоги боя: кто сколько подбил и кого подбили. Оказалось, что экипаж Колобанова уничтожил 22 цели, а остальная часть его роты насчитала подбитыми целых 43 танка противника. Помимо этого, в плен были взяты почти двести немецких солдат.
Любопытно, что немцы косвенно подтвердили свои потери: во-первых, вероятно, что в графе «безвозвратные потери» в докладе 6-ой немецкой танковой дивизии с 23 августа по 4 сентября 1941 года говорится именно о машинах, уничтоженных в бою с танком нашего героя; во-вторых, уже 7 сентября того же года немцы поменяли командира 6-ой танковой дивизии: вместо неудачно себя проявившего Эрхарда Раус его место занял Франц Ландграф.
Уже в сентябре того же 1941 года командир 1-ого танкового полка, первым Герой СССР среди танкистов, Дмитрий Дмитриевич Погодин предложил наградить экипаж Колобанова Звездой Героя. Даже комдив Баранов согласился на это и подписал соответствующие документы, но штаб Ленинградского фронта подумал и, почему-то, решил, что Колобанов заслуживает только ордена Красного Знамени, а наводчик Усов – ордена Ленина. Самое забавное, что в архиве Министерства обороны до сих пор находится тот самый наградной лист на имя Зиновия Колобанова, где фраза о награждении званием «Герой Советского Союза» зачёркнута карандашом.
В любом случае, через некоторое время, а именно 3 февраля 1942 года Зиновий Колобанов получил орден Красного Знамени, а его товарищи получили орден Ленина, орден Красного Знамени и орденами Красной Звезды: награды распределились соответственно между Усовым, Никифоровым, Кисельковым и Родниковым.
***
Тут мы, пожалуй, остановимся. А в последней, третьей части нашего выпуска вы узнаете, о том, как сложилась судьба Зиновия Колобанова после Войсковицкого боя, о том, как и где продолжал воевать наш герой и, наконец, о том, как сложилась послевоенная карьера танкового аса - Зиновия Григорьевича Колобанова! Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить финал!
Напоминаем также, что вы можете слушать подкаст «БАШНЮ СНЕСЛО» на всех доступных вам подкаст-платформах. Просто выбираете вашу любимую и удобную именно для вас платформу, находите в поиске наш подкаст и приятное времяпрепровождение вам обеспечено! Для большего погружения в историю танков и танкистов, вы можете посетить нашу группу ВКонтакте, где, помимо самих подкастов, периодически публикуется интересный и эксклюзивный контент. Так что, присоединяйтесь!
Наконец, информация для тех, кто хочет поддержать нас материально – а такие, мы надеемся, есть! Так вот, поддержать нас вы можете через специальный виджет в нашей группе ВКонтакте, где указаны все наши контакты, адреса и способы помощи нашему подкасту.