Такси в СССР - привилегированный транспорт для перевозки пассажиров. Пользоваться им удобно, быстро, престижно, но не всем по карману, к сожалению, до сих пор.
В Союзе такси появилось в 1925 году, точнее иностранные машины пришли на смену лошадке с каретой. Форды и Ренаулты не отличались атрибутами от обычных авто: цвет благородный мышиный, громкий клаксон, тихий ход.
Правда, счетчик уже стоял, а реклама такси была самая человеческая – « эх прокачу!» или что-то в этом роде.
Цена вопроса измерялась верстами- 50 копеек. Примечательно, что услуги такси в ночное время стоили в два раза дороже.
В маленьких городах СССР вообще не знали про такси, а в столице товарищи с большим окладом уже избаловались подобным транспортом, ведь оно с комфортом доставит точно к месту.
К 30-м годам на дорогах появляются ГАЗ-ы и ЗИС- 101, которые вытесняют Ренаулт навсегда. Отечественные авто обозначают первыми агрегаторами: шашечки на дверцах, зеленый сигнал в углу лобового стекла, табличка «свободен» или «в парк».
Хоть такси и советское, но молодежь ругают за поездки на нем, потому что оно символ буржуазности.
Комсомольцы призывают оставить «карету прошлого» и пересесть на трамваи, а позже на метро. Скоро так и случится - война отберет все машины для фронта, даже личные авто у граждан путем советского внушения изымут в пользу государства.
Победа в войне преподнесла гражданам «Победу» в качестве такси, но пользоваться им стали после отмены карточек. Опять изменился агрегатор: серый низ, белый верх, шашечки, которые разделяла литера «т».
И теперь такси доступно не только в столице, но и во множествах крупных городах.
50-е и года опять меняют цвет такси, остаются неизменными шашечки. А вот стоимость прежняя - 10 копеек на км, но можно и договориться сдельно, т.е. не включать счетчик, а за фиксированную плату таксист довезет до подъезда, а не до места высадки пассажира.
60-е наполняют дороги «Волгами»- одна из самых статусных машин. Теперь не только престижно ездить на такси, престижней работать таксистом.
Таксист в СССР – он же Шеф, он же Рекс - отдельная тема. Он и транспорт, он и магазин на колесах. Зарплата таксиста - предмет зависти и обсуждения, богаче по положению только начальник таксопарка.
Сегодня в России такси это чей-то бизнес. Не роскошь, но и безопасным транспортом назвать нельзя из-за конкуренции. Изобилие товаров и услуг сделало из Шефа просто водителя, а большая выручка случается только в новогодние праздники.