Найти в Дзене
Записки звукача

Зачем микрофон?

Сейчас микрофон может встретиться любому. Они настолько вошли в нашу повседневность, что теперь это не только прерогатива профессионалов. Любой человек может принять участие в конференции, прочитать доклад, задать вопрос из зала. Да, в конце концов, прийти к кому-то на юбилей и там поздравить именинника. И на любом из этих мероприятий будет микрофон. О том, как его держать и что с ним делать, а, главное, чего не делать, я напишу отдельную статью. А сейчас хочется рассказать зачем нужен микрофон. Конечно, большинство скажет, что микрофон нужен чтобы громко было. Но на сомом деле не только и не столько для этого. Звукоусилительная аппаратура теперь является не только «угромчителем». В умелых и понимающих руках, и прежде всего головах, она служит дополнительным средством выразительности. Позволяет создать звуковую картину. И если вам кажется, что когда кто-то говорит и больше ничего не происходит, то эта самая "картина" не нужна, то вы ошибаетесь. На эту статью меня натолкнул случай, пр

Сейчас микрофон может встретиться любому. Они настолько вошли в нашу повседневность, что теперь это не только прерогатива профессионалов. Любой человек может принять участие в конференции, прочитать доклад, задать вопрос из зала. Да, в конце концов, прийти к кому-то на юбилей и там поздравить именинника. И на любом из этих мероприятий будет микрофон.

О том, как его держать и что с ним делать, а, главное, чего не делать, я напишу отдельную статью. А сейчас хочется рассказать зачем нужен микрофон.

Конечно, большинство скажет, что микрофон нужен чтобы громко было. Но на сомом деле не только и не столько для этого. Звукоусилительная аппаратура теперь является не только «угромчителем». В умелых и понимающих руках, и прежде всего головах, она служит дополнительным средством выразительности. Позволяет создать звуковую картину. И если вам кажется, что когда кто-то говорит и больше ничего не происходит, то эта самая "картина" не нужна, то вы ошибаетесь.

На эту статью меня натолкнул случай, произошедший сегодня на концерте. Вернее, несколько моментов, которые заставляют звукача седеть и создают зрителю большой дискомфорт. Дело было так:

Ведущий выходит на сцену, начинает говорить что-то в микрофон, а потом не замолкая берет в руки программу концерта и начинает ее просматривать. Двумя руками берет. В одной из рук микрофон. Как вы думаете, что происходит? Правильно. Звук микрофона пропадает и мы слышим собственный голос ведущего. И второй случай: ведущая выходит на сцену с микрофоном в руке, но в ее голове, видимо, что-то щелкает и она объявляет все своим голосом. Микрофон в руке! Он работает. За это ручаюсь. А после этого объявления звучит песня. Эстрадная, громкая.

Почему зрителю такое дискомфортно? Потому что наш слух адаптивен. Он привыкает к звуковой среде и подстраивается под нее. Когда он привыкает к громкому звуку, чувствительность уха снижается, поэтому когда звук микрофона пропал и остался только собственный голос артиста, резкая перестройка по громкости создает дискомфорт и снижает впечатление.

А еще мы имеем очень интересный эффект, который уже относится к "картинке" звука. Когда что-то звучит из колонок, оно кажется большего размера чем есть. А когда мы слышим прямой звук - он имеет тот размер, который имеет в реальности.

Еще такие вещи чреваты звуковыми проблемами такого рода:

Ведущий отодвинул микрофон от рта и звукорежиссер, чтобы сохранить звуковую картину, начинает тащить громкость микрофона и крутить его частотку. Он пытается скомпенсировать разницу звучания. А потом артист снова приближает микрофон ко рту и все, что звукореж компенсировал возвращается назад, только с дополнительным усилением. Зритель в шоке, ведущий бесится с того, что "звукарь идиот", хотя сам виноват. А звукачу приходится срочно возвращать все обратно.

А теперь представьте вокалиста, поющего под рояль. Без микрофонов - все в порядке. Мы имеем классическое звучание. Настоящее. А если они оба подзвучены, мы имеем выстроенный баланс, с возможностью добавления эффектов для увеличения впечатления и создания нужной нам звуковой картины.

Перед концертом JazzLight band. Рояль и саксофон. Полная подзвучка.
Перед концертом JazzLight band. Рояль и саксофон. Полная подзвучка.

А теперь мы рассмотрим вариант перекоса. Бывают артисты, которые говорят, что микрофон портит их голос (иногда это правда так, но далеко не всегда), поэтому его надо убрать, а вот рояль надо подзвучить, потому что он тихий. И на выходе мы получаем рояль размером со сцену и мааааленького вокалиста на его фоне. Я уж не говорю о том, что даже не сильно раскачанный микрофонный звук трудно переорать.

Или наоборот. "Мы рояль не будем подзвучивать, а то он будет очень громкий, а вот вокалиста - да". И как результат у нас получается вокалист-гора, и малюсенький жиденький рояль. И это не зависит от громкости. Это зависит от расстояния, потому что когда звук идет из колонок, то его размер - от колонки до колонки. И вокалист, стоящий на сцене с зеркалом 15 метров, имеет воображаемый размер 15 метров. А рояль - в 5 раз меньше. Даже если это большой рояль.

Поэтому микрофон - это не только и не столько про громкость, сколько про впечатление и звуковой образ. Работать без микрофонов совсем можно и нужно, если зал и эстетика вашего выступления это позволяют.

Но и использовать микрофоны нужно с умом и пониманием того, зачем вам это. Какую картинку вы собираетесь получить.

Недавно я работал на джазовом концерте. Там был только рояль. Зал - классический дворцовый, выполняющийся сейчас функцию концертного. Акустика - соответствующая. Рояль был равномерно слышен во всем зале. Но артист привык к другому звуку. Рояль мы подзвучили и слегка его раскрыли. Ушли нежелательные отзвуки зала. Рояль громче при этом не стал, но он стал больше, шире. Зеркало сцены достаточно широкое и в центре рояль звучал сам, а по краям дополнялся звуком с микрофонов. Получилось мягко и аккуратно.

Артём Тетерин во Дворце Белосельских-Белозерских
Артём Тетерин во Дворце Белосельских-Белозерских

Мораль сей басни такова: микрофон - средство достижения нужной выразительности. Задумывайтесь о том, как это должно звучать. И не бойтесь делаться тише. Громкость - не всегда хорошо.

Буду рад, если кому-то этот текст поможет. В следующей статье напишу про непосредственно работу с микрофоном для вокалистов и ведущих, докладчиков и просто тех, кому пришлось с ним говорить.

подписывайтесь, ставьте лайки и, самое главное, задавайте вопросы, если есть) Всем удачи и хорошего звука!