Найти тему
Белая Бухгалтерия

Стратегическое управление

Стратегическое управление - так ли оно важно?

Надо мыслить стратегически, необходимо думать не только о сегодняшнем дне - такие фразы произносят политики, руководители крупных концернов, тренеры личностного роста. Однако реальная жизнь подкидывает столько вопросов, требующих немедленного решения, что после их «разгребания» не остается ни сил, ни времени, ни других ресурсов на долгосрочные проекты. Разница в масштабах - если простой работник едва растягивает зарплату, не находя возможностей для того, чтобы сделать накопления или пройти обучение, руководитель компании «затыкает дыры» по закупкам, продажам, заработной плате, срочном поиске сотрудников взамен ушедших и т.д.

В самом деле - так ли важно стратегическое мышление, планирование и управление, если жизнь меняется стремительно, и любой план может оказаться бессмысленным? Однако именно в современных быстроменяющихся условиях оно совершенно необходимо для выживания и успешной деятельности. Если полвека назад руководитель кирпичного завода или ткацкой хлопчатобумажной фабрики мог быть уверен - что бы ни происходило, кирпич и сатин будут нужны, сейчас в течение нескольких лет могут быть созданы и внедрены новые технологии по производству строительных материалов или синтетических тканей - и вытеснить с рынка давно работавшие предприятия. Если уж монстры типа Nokia или Polaroid не удержались в лидерах, то всем остальным, по меткому выражению Кэрролла, нужно бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте.

Разница между оперативным и стратегическим управлением

Если упростить, в оперативной деятельности мы реализуем когда-то созданную стратегию. Получаемая сейчас прибыль зависит от стратегического управления предыдущего периода, а то, что компания получит в будущем - от того, задумаемся ли мы о том, чем будем заниматься в дальнейшем.

Поэтому, если оперативное управление сосредоточено преимущественно на внутренних вопросах, стратегическое ориентировано вовне - тенденции на рынке, прикладные разработки в науке, да и планы конкурентов. Первое обеспечивает выживание в настоящем, второе необходимо для будущего.

Как организовать

Чтобы идея могла реализоваться, она проходит трансформацию. Для начала мы должны определить миссию - что это даст обществу в целом или конкретному потребителю. И это невозможно без анализа среды - что происходит не только на вашем рынке, но и на других, влияющих на него, политические и социальные тенденции и др. Например, несколько лет назад возможность вторичной переработки флакона от шампуня не была для людей принципиальной, но уже тогда забота об экологии активно обсуждалась - и хотя компании не вносили немедленные изменения в технологии и маркетинговые программы, но включили в свои стратегии этот фактор. Конечно, для предприятия получение прибыли является первичным, также на этом же этапе обозначается, хотим ли мы сохранить свою долю рынка, расширить ее, прийти в другие страны и т.д. - но это касается внутренней стратегии. А в декларируемой миссии мы обозначаем, чем мы полезны потребителю и обществу.

Дальше мы примерно определяем финансовую и рыночную стратегию. Какие ресурсы потребуются для реализации и где их взять, как нейтрализовать и обойти конкурентов - а это во многом зависит от их планов - фактически на этом этапе мы выявляем имеющиеся препятствия и находим способы их устранить. Также ищем источники - для финансирования может направляться часть прибыли от оперативной деятельности (учитываем, сколько времени осталось до «часа Х» и возможные колебания в государственной политике и на рынке), заемные средства от собственников, кредиты банков, IPO и т.д. Искать специалистов можно на месте, привлекать из-за рубежа, организовывать дистанционную работу.

Следующий шаг - создание бизнес-плана. Именно он превращает идею в конкретные цифры, графики и списки. Здесь более четко рассчитываются все процессы - по сути стратегия переводится в оперативную прикладную область, расписываются варианты для организации производства, включая закупку оборудования и сырья, поиск и наем персонала, расходы на рекламу, организация продаж и т.д.

Подготовка бюджета и финансовая политика еще более конкретизирует планируемые затраты. Составляется смета по статьям расходов, в том числе на PR, рекламу, доставку, учитывается необходимость сырьевого и товарного запаса, объем дополнительных средств, если реализация подразумевает отсрочку платежа и т.д. По степени детализации этот этап близок к оперативному управлению.

Возможно, вы в ходе анализа рынка и среды пришли к выводу, что в вашей сфере изменений не планируется - условно говоря, ваши кирпичи или ткань будут необходимы еще достаточно долго. И все же это не повод расслабляться - жизнь меняется столь стремительно, что лучше всегда иметь под рукой планы Б, В, Г и Д. И некоторый запас ресурсов для их реализации.

Как найти время и силы на стратегическое управление

Этот вопрос волнует и студентов, пытающихся совмещать обучение перспективной профессии и подработки для покупки куртки на зиму. И мам в декрете, купивших дистанционный курс для удаленной работу, но не сумевших его пройти между кормлениями, укладыванием спать и походами в детскую поликлинику. И крупных руководителей, которые загружены оперативными вопросами по 16 часов в сутки и физически не успевают «вынырнуть» из рутины.

И если у студента нет рук и головы, кроме своих (но молодой организм способен обходиться минимумом сна), а мама в декрете может только просить о помощи родственников, то у руководителя имеется штат подчиненных - и при правильной организации их работы он вполне может делегировать им оперативные текущие задачи, а сам сосредоточиться на разработке стратегии.

Одним из главных инструментов здесь станет структурирование бизнес-процессов - четкие инструкции с указанием алгоритмов, сроков, исполнителей и результатов заметно облегчают работу. Когда понятно, что и как делается, объем согласований и уточнений у руководства заметно снижается.

Кроме того, если процессы структурированы и описаны, руководитель может и делегировать часть полномочий заместителями или другим лицам. Правда, в психологическом плане людям, привыкшим держать все под контролем, это дается сложно. В таком случае поможет сравнение - что вы сможете сделать вместо рутины - продумать новое направление в услугах? посетить бизнес-мероприятие, где можно найти новых партнеров? Все это вместо выяснения, почему на складе не оказалось конкретного артикула комплектующих, вдохновит вас на изменение в системе принятия решений, чтобы не упускать из вида стратегические вопросы. Ведь именно от них зависит, останется ли ваше предприятие и вы успешным через несколько лет.