На днях сходила на встречу ради нетворкинга и оказалась в компании четырех(!) психологов. Как будто Вселенная говорит: "Займись уже своей головой!" Но беседа быстро свернула в сторону математического образования.
Разговор получился интересным по двум причинам. Во-первых, услышала мнение о математике с позиции её влияния на мышление человека. Во многих классификациях наук математику выделяют в отдельную группу. Потому что это скорее универсальный язык, который используют другие дисциплины.
Как говорил Ломоносов: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». О том же говорит и Джордан Элленберг. Математика это способ думать о мире. Абстрактно, структурировано, последовательно.
Одна женщин на встрече высказала идею, что по какому бы предмету не отставал ребенок, ему обязательно нужно нанять репетитора по математике. Изучение этого предмета развивает системность мышления. Это помогает детям осваивать и другие дисциплины. В том числе иностранный язык. Способность ухватить структуру языка способствует лучшему освоению.
Но важно как именно проходит изучение математики. Особенно это касается алгебры. В этом предмете рассматриваются различные структуры, что развивает способность к абстрактному мышлению. Но по факту детей учат алгоритмам. В надежде, что они сами смогут обобщить опыт. Но этого не происходит. Дети так и остаются на уровне простого выполнения последовательности действий.
Вторым интересным моментом было общение с психологом, который работает с детьми. С удивлением узнала, что современные дети охотно идут на контакт. Некоторые даже находят специалиста по собственной инициативе. Во многом это связано с нехваткой реального общения. Дети рано попадают в цифровой мир и для контакта с другими людьми используют мессенджеры и социальные сети. Это делает общение скудным.
Частью реального взаимодействия являются жесты, мимика лица, прикосновения, совместное проживание моментов. Всего этого нет в виртуальном мире. Что ведет к проблемам с взаимопониманием и сказывается на эмоциональном состоянии. Поэтому дети стремятся к общению с психологом. Потому что специалист их понимает как никто другой.