Я думаю, что в современном мире осталось крайне мало профессий и мест, где можно молча быть успешным. Бесспорно, такие места существуют, но всё же, мой блог о речи. Приступим к разговору.
Речь – самый чёткий индикатор, который даёт понять: свой человек в компании или чужой, брать его на работу или нет, доверять ему или не стоит.
Человек с поставленной речью легко знакомится и моментально вызывает доверие у слушателя. И именно такие «говорящие» спикеры больше всего запоминаются аудитории на любом мероприятии. Эта экспертная речь важна и в онлайн. Сейчас пятьдесят процентов работы перешло на онлайн-платформы, где точно также нужно проявлять себя – говорить и говорить.
Но что мы делаем не так? Почему нас не воспринимают всерьёз? Вот мой топ пять ошибок в речи, которые считываются с первых минут общения с человеком.
Ошибка первая. Суетливая и быстрая речь. Таких ораторов я называю – торопыжками. Они говорят очень быстро, взгляд их не может удержаться на человеке и секунды. Они пытаются уместить в одно предложение всю свою жизнь, «съедая» половину слов. Как правило, это молодые люди, в которых энергии больше, чем жизненного опыта и язык при общении опережает мозг. Такой человек никак не может вызывать доверие. Любая суета отталкивает. Если во рту «каша», то и в голове такая же смесь. Надо начинать разбор речи с разбора головного мозга. Главный совет – не пытайтесь сказать сразу всё и обо всём. Выделяйте главное. И озвучивайте главное – дорого. Дорого – значит не торопясь, чётко, растягивая главные слова и ставя паузы перед важным сообщением. Если Вы тот самый торопыжка, то спешу Вас немного расстроить – быстро от такого недуга не избавиться. Мои ученики овладевают навыком размеренной речи годами. Но уверяю Вас, что годика через два после регулярных тренировок, Вы станете превосходным оратором.
Ошибка вторая. Звуки-паразиты. Звуками-паразитами забита речь 90 процентов людей. «Э…», «М…», «А…» - это мы слышим постоянно, и это убивает всё хорошее впечатление о Вас. Я называю это – ДУМАТЬ ВСЛУХ! «Эканья» и «мэканья» показывают пустоту в головном мозге. Но ее нельзя показывать! Я скажу, что любые, даже самые опытные ораторы тоже могут «тупить» и думать, что сказать. У нас тоже часто возникают пустоты в голове, потому что мы живые люди. Но мы умеем с этим работать. Секрет один и он очень прост. Заменяйте звук-паразит паузой или словом, подходящим по смыслу. Пока Вы произносите это слово, то одновременно в голове придумываете целое предложение – что сказать дальше. Это тренировка и тренировка. Постоянный контроль. Слова-паразиты убираются таким же образом, только к за каждое произнесённое «короче», «блин», «вот» - можно смело делать себе наказание. Лично я к таким вещам отношусь довольно строго, потому что речь – это моя профессия.
Ошибка третья. Заторможенная речь. Вспомните случай, когда Вам попался собеседник, который не может сказать очевидные вещи коротко. И Вы стоите перед ним уже несколько минут, чтобы понять, что он от Вас хочет. А потом оказывается, что всё это можно было уместить в одно предложение. Во-первых, это неуважение к собеседнику, у Вас отнимают время. Во-вторых, это очень сильно раздражает. Так и хочется убыстрить человека, сказать за него и сделать вывод самостоятельно. Причём заторможенная речь отличается огромными паузами и кучей ненужных слов, которые никак не сочетаются с нашей действительностью. Сейчас тренд на короткие простые ясные предложения. Что же с этим делать? Учиться сокращать свои мысли! Сначала в два раза, потом в три, а потом и в десять. Но при сокращении оставлять самое главное – суть. И, поверьте, после такой обдуманной речи Вас попросят говорить ещё.
Не могу без примера. Живой пример такой речи одного из ежедневных сотен аудиосообщений от моих юных учеников. Дословно. Девочка Соня: «Ольга, здравствуйте! Есть такая проблема. Вы написали в чат школы ведущих PROговори группы четверга то, что у нас сегодня появилась такая возможность сделать фотографии и первый образ – это толстовка PROговори или футболка. А… мне мама сказала то, что она заказала мне футболку и я ее ещё попросила толстовку, но у меня сейчас их на руках нету, ни футболки, ни толстовки и…что делать?»
Как сократить? Сказать или написать так: «Добрый день. Моя футболка у Вас?»
Всё! Больше мне не надо ничего говорить, чтобы я поняла о чём идёт речь. Это сильно сэкономит моё время. Кроме того, здесь в речи дважды присутствует выражение-паразит «то что» и несуществующее слово «нету». Понятно, что это дети, но к своим ученикам у меня строгое отношение и все их аудиосообщения я потом разбираю на уроках.
Ошибка четвёртая. Детский голос. Детские писклявые голоса не вызывают доверия. Это факт. И ко мне часто обращаются именно с этим запросом – сделать голос более авторитетным. Дело в том, что тембр, который дан нам от природы - мы не можем изменить. А вот говорить в разных регистрах и с разными интонациями мы можем. Поэтому поменять детскую манеру в голосе можно, но для этого потребуется пройти хотя бы один курс по речи. Наставник поможет убрать визги и сделать голос бархатным и приятным. Главное, не увлекаться полным изменением голоса. Это может повредить связки. При выборе тренера по речи выбирайте того, кто занимается не сценической речью для актеров, а ораторским мастерством для жизни. Это разные задачи, а значит и разные специалисты. Что можно сделать самостоятельно? Попробовать говорить с окружающими более низким голосом, опуская воздух при вдохе как можно ниже. Но всё-таки, я скажу, что здесь лучше обратиться к специалисту. Некоторые самостоятельные выполнения упражнений с голосом могут навредить здоровью.
Ошибка пятая. Молчание. Если Вы находитесь в компании, где все говорят, то, пожалуйста, не молчите! Я этих молчунов немного побаиваюсь. Вы тоже? Кто знает, что у него в голове? Когда человек на вопросы отвечает односложно «да» или «нет», а всё остальное время он просто молчит, то создаётся впечатление, что мы его чем-то обидели. Ну, или он что-то задумал. Или что-то знает, чего не знаем мы. В большинстве случаев – это стеснительные люди, боящиеся говорить. Но все эти стеснения молчунам выходят боком. Он них складывается неприятное впечатление. В школе их «буллят», а на работе не зовут на совместные тусовки. Руководитель такому сотруднику не доверяет важные проекты, потому что не знает, сможет ли этот молчун заговорить с заказчиком. Мне их бывает жалко, но они сами выбрали роль жертвы. Мы можем лишь родиться в предлагаемых условиях, а дальше выбор за нами – молчать или говорить.
Разбирать речевые ошибки и работать над имиджем речи можно всю сознательную жизнь. Важно понять в каком направлении двигаться. В любом случае, советую пройти консультацию у специалиста по речи, чтобы понять, что с не так с голосом и подачей.
Удачи и качественного общения! Ваша Ольга Сосина olgasosina.ru
#как вызвать доверие #грамотная речь #риторика #публичные выступления #ораторское искусство #культура речи