Статья подготовлена совместно с психологом Центра карьеры НИТУ «МИСИС» Мариной Малышевой.
Наверняка вы замечали, насколько по-разному ведут себя студенты на лекциях. Кто-то торопится записать каждое слово. Другие фиксируют основные мысли за преподавателем и много времени тратят на оформление конспекта текстовыделителями, делают закладки в виде стикеров. Кому-то понятна только та информация, которую удается оформить в виде схем. А некоторые вообще не понимают смысла конспектов и записывают лекции на диктофон.
Причина таких различий в том, что у каждого человека есть ведущая система восприятия. Кто-то точно знает, какая, и пользуется этим в учебе. Другие просто интуитивно используют подходящие способы обучения, выбрав их методом проб и ошибок.
Чаще всего говорят о трех каналах восприятия информации: это визуальный, аудиальный и кинестетический. На самом деле есть еще и четвертый способ восприятия информации — через логическое осмысление. Хотя каждому человеку доступны все перечисленные каналы, предпочтение обычно отдается одному-двум, которые и запускают процесс мышления. Кроме того, ведущая система напрямую влияет на другие ментальные процессы: память, представление, воображение.
Раньше в исследованиях подчеркивалась преимущественно роль визуального представления с использованием изображений для эффективного обучения взрослых. Сейчас начинают приходить к пониманию, что у каждого есть доминирующий стиль усвоения информации для различных задач. Именно его имеет смысл использовать, когда это возможно. Но для начала нужно его корректно определить.
Как понять, кто вы, и что с этим делать?
- Вы наверняка аудиал, если часто говорите сами с собой, предпочитаете читать вслух (или по крайней мере шевелите губами при чтении). И вообще, вам проще поговорить или прослушать аудио для усвоения информации, чем читать.
- У визуалов есть два подканала — лингвистический и пространственный. Зрительно-лингвистические ученики любят учиться с помощью письменной речи, например, при чтении и письме. Они запоминают записанное, даже если не читают больше одного раза. Им нравится делать записи, и они уделяют больше внимания лекциям, если они их не только слушают, но и смотрят. Учащиеся с визуально-пространственным мышлением обычно испытывают трудности с письменной речью и лучше справляются с диаграммами, демонстрациями, видео и другими наглядными материалами. Они легко визуализируют лица и места, используя свое воображение, и редко теряются в новом окружении.
- Кинестетики лучше всего воспринимают информацию через касание и движение. Их восприятие также имеет два подканала: кинестетический (движение) и тактильный (прикосновение). Они склонны терять концентрацию, если практически отсутствует внешняя стимуляция или движение. Слушая лекции, они могут делать заметки, просто чтобы шевелить руками. При чтении им нравится сначала сканировать материал, а затем сосредотачиваться на деталях (чтобы получить общую картину). Обычно они используют цветные маркеры и делают заметки, рисуя картинки, схемы или чертежи.
- Дискреты (или дигиталы) встречаются реже всего. При этом среди них много бизнесменов и ученых. Для восприятия информации дискретам важнее всего не образы, звуки или прикосновения, а логическое осмысление. Им проще, когда указаны конкретные цифры, очевидны связи и функции. Вы наверняка дискрет, если любой предмет или явление оцениваете в первую очередь с точки зрения той пользы, которую они могут принести.
А теперь дадим несколько рекомендаций:
Аудиалам
Если ваша сила в слухе, участвуйте в дискуссиях, ролевых играх. Слушайте лекции и подкасты.
- Перед началом обучения четко проговаривайте вслух цель и конкретные задачи, чтобы сосредоточиться на главном.
- Читайте всегда вслух, особенно если книги на иностранном языке.
- Если приходится сталкиваться со сложными наглядными материалами (картами, графиками, схемами), проговорите вслух основные моменты.
- Установите на телефон специальное приложение, в котором диктор воспроизводит выделенные фрагменты текста.
- Материал, который необходимо выучить, разместите на карточках и время от времени перечитывайте их вслух.
- Пользуйтесь онлайн-сервисами для изучения иностранных слов. Современные словари дают возможность прослушать выбранное слово или фразу.
- Попробуйте воспользоваться сайтами, где люди ведут видеодневники, чтобы записывать себя, а затем просматривать (и заодно прослушивать).
Большинству аудиалов легче дается обучение в команде. Найдите кого-то, с кем можно объединиться для обсуждения изучаемого материала вслух. Воспользуйтесь способом под названием teach to learn: научите другого тому, что нужно запомнить самому. И главное: если уже приступили к работе, старайтесь не отвлекаться. Аудиалам особенно тяжело «переключаться» обратно.
***
Визуалам
Если вы больше полагаетесь на зрительные ощущения, используйте по максимуму наглядные пособия (книги, видео, фотографии). Большинству визуалов более комфортно учиться в полной тишине: только так им удается полностью сконцентрироваться на материале. Постарайтесь уединиться в отдельной комнате или читальном зале библиотеки. Если это по каким-то причинам невозможно, обзаведитесь берушами.
- Перед началом обучения запишите свою главную цель и составьте план действий.
- Если вам нужно выучить фразы или слова, напишите их на стикерах и расклейте по дому.
- Смотрите на педагога, когда он объясняет материал, и на себя в зеркало, когда репетируете собственные выступления с речью.
- Представляйте образы того, что изучаете: слов, ситуаций, описываемых фактов. Может помочь подбор ассоциаций.
- Внимательно смотрите, что преподаватель пишет на доске. Если вы не можете понять или запомнить какое-либо понятие во время пары, зафиксируйте его на бумаге. Для лучшего запоминания материала записывайте целые фразы и предложения. Особенно это может быть полезно при изучении иностранного языка: вы будете запоминать не отдельные слова, а в контексте.
- В тетради записанную информацию выделяйте разными цветами, подчеркивайте самое важное, пользуйтесь разноцветными стикерами.
- Для закрепления знания иностранного языка ведите на нем блог, переписывайтесь с носителями языка, смотрите фильмы с субтитрами.
***
Кинестетикам
Если вы кинестетик, больше двигайтесь, когда вам нужно запомнить материал. Расхаживайте по комнате, когда его повторяете. Стимулируйте себя дополнительно фоновой музыкой. Большинству кинестетиков вовсе не обязательно находиться дома для изучения материала. Напротив, смена локаций может помочь. Слушайте аудиокниги, лекции во время прогулок или занятий спортом на свежем воздухе.
- Позаботьтесь об организации рабочего места, чтобы вам было максимально комфортно. Приобретите красивые канцелярские товары, поставьте органайзер для них. Не скупитесь на тетради с приятными обложками, цветные стикеры для закладок и т.п.
- Во время чтения не выпускайте книгу из рук, не кладите ее на стол. Следите за текстом с помощью пальца или ручки (в роли указки).
- Выписывайте основные идеи, не в слово в слово, а как поняли сами.
- Для того чтобы запомнить конкретную дату, номер телефона, слово, закройте глаза и напишите эту информацию пальцем в воздухе.
- Когда вам нужно что-то вспомнить, закройте глаза и мысленно постарайтесь увидеть информацию, которую когда-то «писали».
- Не засиживайтесь в одной позе при изучении материала. Двигайте ногами, ступнями, периодически делайте упражнения для пальцев и кистей рук.
- Обязательно делайте пятиминутные перерывы через каждые полчаса учебы и проводите их активно.
***
Дискретам
Если вы дискрет, вам нужно найти пользу в том предмете, который требуется изучить.
- Каждый раз определяйте для себя четкую цель, для чего сейчас читаете произведение или решаете задачу.
- Ищите логику и связи в материале.
- Прописывайте сжатые планы того, что нужно запомнить, рисуйте схемы.
Кое-что, что всех объединяет
Вне зависимости от ведущей модальности парой советов могут воспользоваться все учащиеся:
• К новым материалам составляйте тесты с 4 вариантами ответа на каждый вопрос, из которых только один правильный.
• Постарайтесь заранее ознакомиться дома с материалом, который вам планирует дать преподаватель. Тогда на паре вы сможете уяснить все, что не поняли, задать преподавателю грамотные вопросы по делу, проявить себя заинтересованным инициативным студентом.
Лайфхак
Свой стиль в обучении важно определить не только для эффективного использования сильных качеств, но и для развития слабых.
Есть так называемый метод Stop – Keep – Start. Суть его заключается в следующем:
Stop: прекратите действия, которые не эффективны в учебе.
Keep: осознанно начните развивать те, что работают.
Start: выберите из списка рекомендаций парочку, о которых раньше даже не знали, и включите в число действий.
Кажется, метод слишком простой, но его обязательно стоит попробовать, ведь он приводит к потрясающим результатам в учебе.