8 Российский философский конгресс.
Пленарное заседание и заключительное- подведение итогов.
Смело.
Быть может так, в частичное, теперь, оправдание этого анклава блаженных на пленарных заседаниях, можно было бы охарактеризовать это собрание, которое удалось организовать.
"Ситуация должна найти свое разрешение…",- и она найдет его , куда она денется. Как-то так, возможными словами, кроме прочего и из мизансцены фильма Карена Шахнозарова "День полнолуния", можно еще раз отнестись к общему смыслу происходящего, такого события. Что конечно в себе, может быть, расколото, и потому, видимо в более частном порядке, секционного общения, можно было услышать что-то более, и искреннее, и о времени, и о себе, в виде содержательной истины, ни формальное.
Конечно, может быть и иной взгляд, это вовсе не блаженные собрались, но архонты человечества, или по крайней мере те, кто должны ими быть, будто бы Москва не третий Рим, христианский, а четвертому не бывать,- но вовсе, что-то не то. Тем не менее, не смотря на признаки явной конкурентной борьбы среди различных форм общественного сознания, в виду статуса наибольшей пользы для общества, которые в особенности проявились на панельном, заключительном пленарном заседании, пленум открытия, все же, продемонстрировал исконное желание философии проснуться наяву. Выделенным образом можно обратиться к докладу одного из корифеев философского процесса, когда-то в СССР, теперь, в России, Карена Момджана, фундированного в этом звании, кроме прочего, еще и тысячелетней традицией философии в Армении.
Доклад, во многом,- при общем дидактически достойном уровне достаточной ранговой когерентности , если не корректности, прежде всего в терминологии и реферативной традиции, порядка ссылок и отсылок к утверждениям авторитетных авторов,- может быть вполне охарактеризован, как едва ли ни лебединая и титаническая попытка проснуться от антропологического сна.
Объективистская модель науки не отпускает автора, между тем, из цепких оков само собой разумеющихся истин.
Историцизм, же напротив удерживает его, видимо, как упорный визави контраргументов и контр-тезисов своими несуразными субъективистскими поползновениями. Но в целом доклад призван вывести на границу сна и бодрствования. И если ни в виду универсализма 2*2 = 4, коль скоро, ведь и Бог не обманщик, то общечеловеческих ценностей. Но прямо говоря, прямо так ничего и не было сказано, и разве что нашло подтверждение то, простое и не простое обстоятельство, Монтескье или Гоббс, в гораздо большей мере наивны в отношении идеологии прогресса, чем Маркс или Вебер. Наука- это дело машин, и быть может, скорее, чем под именем Зиновьева, конгресс мог бы проходить и под именем Щедровицкого, и разве что особенность русской философии быть литературой, как и философу быть литератором, скорее, чем ученым нашла свое подтверждение в компромиссной фигуре Зиновьева, имя которого могло и коробить в свое время, статусом однофамильца с опальным партийным олигархом 30-х, но в виду, и логического, и позже литературного призвания, могла и являлась, такой, как не странно конформистской фигурой по отношению к методу русской философии. Коль скоро, основную проблему последнего и с какого-то времени самой философии во всяком случае после Канта, могли и находили в противопоставлении метафизики и позитивизма, что сказывалось еще в позициях Карнапа и Хайдеггера и затем физиков и лириков, коль скоро, споры, Поппера и Адорно, и более того, далее, Фуко и Хомского, могли и вполне укладывались, скорее, в последнюю оппозицию, натурализма и поэзии, но, все же, в диалог между философией науки и истории, что мог и находил общие пункты. Головко, в этом смысле, как и А.В. Смирнов, могли вообще ничего не говорить, просто сослаться на легенду о Великом инквизиторе Достоевского, задаваясь вопросом, а каким образом возможно совместить полицентричность и вертикаль власти , вопросом и новой романной форме многоголосья, что ведь как-то должно совмещаться с позицией автора, и возможным иерархическим статусом последнего в отношении героев, коль скоро, всякое различие иерархично и главенство выдуманных персонажей над автором, это что то похожее скорее на безумие, чем на веру, и что, ведь скорее, все же, жив, чем мертв, как и большие нарративы, вопреки известного рода, пусть и разноцветному, но иногда похожему на кликушество пафосу постмодернизма. (На полях говоря, тезис о смерти автора в век Ай Ти технологий и повального доступа в сеть Интернет, равнозначен тезису о смерти человека и столь же наивен, в виду гиперболического роста человечества и индивидуального авторства в социальных сетях, как и тезисы о том, что, и человек, и автор, еще и не родились.) Склоняясь, впрочем, к трюизму вопроса о том, какой из многообразия вариантов мульти Вселенной может быть лучше. С этой точки зрения, большой литературы как философии, и философии, как большой литературы, фигура Зиновьева, может быть просто смешна. Это, как если бы человек, что решил перестроить дом, который довольно долго и трудно строил, в ходе перестройки развалил бы его, и после искал бы виноватых во всех, кроме себя. Таков может быть образ Зиновьева, впрочем, как и Солженицына. При всем возможном двуличии Горбачева, что давно получило, впрочем, как социальный феномен и универсалия, исторические названия Макиавелизма и Бонапартизма, тот вполне открыто заявлял за рубежом, правда, в момент, когда занавес еще не совсем спал, что с самого начала, и видимо не времени ордена Трудового красного знамени, награды хлеборобу, но времени идеолога, - хотел все и именно в изолгавшейся идеологии, завалить. Автор же "Человейника", видимо, мог бы экземплифицировать и позиционировать себя, скорее, как пример сложной ситуации Ап. Павла, которому было невозможно найти консенсус между желанием и делом, исполнением, которые странно могут пересекаться в странном же двойничестве, такого желания и дела. И разве что одной верой. Одни желания оказываются тем более желанны, но не исполняются, другие, что не желанны, как раз легко превращаются в деяния. Но что вовсе не исключает того что и они желались- хотелись. Впрочем, и Горбачев, очевидно, получил не во всем, то, что хотел, по крайней мере, отчасти, будучи смещен с поста первого и последнего Президента СССР.
Но теперь, во многом очевидно, ситуация в чем-то радикально изменилась, и это РФ не может, но выписывает США чек, высокими ценами, во всяком случае, на сланцевую нефть, коль скоро, президент этой богатейшей страны в мире, тем не менее, может, едва ли ни сетовать на то, что 50 крупнейших компаний этой страны не платят ни цента налогов, доказывая, пусть и косвенно, всяческими окольными путями и технологиями, ухода от подобных платежей, кроме прочего, видимо, что они, все же, частные собственники, а не принадлежность государства тружеников, кроме прочего, и добытчиков богатства национальных недр. Короче, это действительно не простой путь от армии первого Рима к армии Моисея, что умудрился привести народ туда, где не только нет нефти, но и воды. Просто и не просто потому, что капитал, что на горизонте такого превращения, и чреват и богат цинизмом, но сам по себе и фундируется и фундирует моральный императив и заповеди обще человеческих ценностей, как и конвертацию валют.
"Обратной дороги нет", перед зрителем и участниками, что часто похожи на партизанов умственного труда, разбили множество ящиков, в которых нет оружия, но пусть и идеологические, но обломки.
Дело же, кроме прочего, и в известной мере, ближайшим образом, к теории познания- некоей признанной части философии, состоит в том, что известного рода познание- это занятие, прежде всего, для машин. И коль скоро, война или беда, это традиционно были времена такого познания, друга, кроме прочего, не только врага, то и война все быстрее и быстрее движется к тому, чтобы стать исключительным делом машин, а не людей. То есть, психология машин и социология машин, вот что теперь может и медленно, но верно занимает место метафизики, то есть, место после физики, коль скоро, эта последняя большей частью касается неорганики, с ее неживой стохастикой, и что мертва наглухо, как подбитый и пустой от экипажа, танк. И потому, даже так названа не может быть, мертвое, это возможная принадлежность живого, как и смерть часть жизни. Так, что разве бдения Бургакова С. Н. и его наивных, с точки зрения физики современности, возможных последователей, могут все еще животворить ее фрактальные пространственные распределения, в своих мечтах. Конечно, и биологи, как и нейрофизиологи, и еще много кто, могут сказать и скажут свое веское слово о беспримерности- метафизичности жизни для неорганической физики. Но дело в известной мере сделано. "Армата" и Крикун" уже были заявлены, как роботы, и более того, как возможные автономные роботы. И церковь осветит их так же легко, как и Авангарды. Но коль скоро, это дело не совсем завтрашнего дня, пусть бы уже существовали машины, что могут сами наводиться на цель и уходить от ответного огня, то по меньшей мере экзистенциальный фрактал человека- машины, может быть и явно является упорно замалчиваемым вопросом, как и римские раздачи, в виду простого и не простого обстоятельства, практически повальной бесполезности большинства населения, в виду капиталистической производительности. Оставаясь тем не менее, прежде всего, по историческому горизонту совершенно необозримым и от того, - глаза глупого на конце земли,- видимо, и столь упорно замалчиваемым. И оправдание существования для массы населения, можно находить, в противовес Мальтусу, или скорее его скороспелым последователям, только в том, что это население потребляет, парадоксально, может иметь платежеспособный спрос, который необходим капиталу, так же, как и прибыль, выделенным образом- прибыльно производительный труд. Роман за месяц. И что, от этого затруднения осталось у Головко, едва ли ни жалкая оппозиция распределения и производства, в которой распределение конечно идет первым делом, и которому производство и видимо капиталистическое должно соответствовать, а не наоборот, и именно в виду случившегося консерватизма по отношению к контрреволюции, которым был так славен Зиновьев, времен завершения Перестройки и развала, и именем которой в известной мере может быть названа позиция президента РФ? Который, разве не консервацией контрреволюции занят, и в смысле известного сохранения, маскировки ее под революцию, по крайней мере, в создании военной техники и новейших форм вооружения в науке, и в смысле ограничения дальнейшего наступления капитала на социальные права и свободы граждан, в поисках баланса тихой гавани. Почему, докладчик, говоря о полицентричности, ничего не говорит о гетерогенности такого поля. Застой в науке, который он упоминает в виду нежелания ученых терять финансирование, что относительно гарантируется только признанной парадигме, и во многом само есть способ промышленного производства такой оплаты научного труда, в виде мегалитических проектов вроде ИТЕР или коллайдеров, инвестиций в себя, отнюдь не единственное ее состояние. Наряду с костерком в 100000000 градусов, что все еще, де, бесполезен, как и Мот со своими песнями, по большому счету, наука произвела ракеты со скоростью в 30 махов. И вообще говоря, еще немного, и случайные, но возможно веские метеориты можно будет сбивать. Вопрос о полицентричности, может быть, прямо аналогичен вопросу о многообразии Вселенных. Исходный пункт, затруднения в прохождении, которого, что вполне близок к разговору и о апории, может состоять как раз в том, что, если Вселенная достаточно гетерогенна, при том, что сохраняется известного рода непрерывность в познании такой Вселенной, принадлежащая, то ли субъекту познания и его рефлексии опыта, его структуры и структуры познания, то ли ее, природы- законов- замкнутой системы, то допущения множества Вселенных избыточно, и есть ложная видимость такого состояния не единственного множественного многообразия. Если же Вселенная не одна, и статус другой, иной, достаточен для констатации такого иного, другого статуса, то та просто непознаваема и не обнаружима. То есть, такое допущение не более чем сказка, или, все же , иначе, предмет религиозной веры. Мультивселенная- это вещь в себе и не более, и может быть не менее значима, как ноуменальный мир в философии Канта. Просто и не просто потому, что субъект познания - это сложнейшая , но часть природы, и потому, может ее познавать. Но раз так, то и не может быть частей такой Вселенной, что не познаваемы для такого субъекта познания, коль скоро, это часть и в виде не разумного живого может быть сложная, но и вообще говоря, часть разумная. И потому еще вопрос единства многообразия такого разнородного целого Вселенной, что может иметь в известном смысле, и имеет такие части, это всегдашнее побуждение к мысли, удивление философии. Каким образом возможно единство всех людей что ведь не только существует, не смотря на иногда самые чудовищные события, но и возрастает. Иначе, лишь вопрос веры может чем-то помочь. И как раз, вопрос веры в Бога. Именно разум, что всецело по ту строну природы, мог бы быть гарантом познания мультивселенных, и как раз, совершенно мистическим образом для конечного разума, как и гарантом познания ноуменального мира. Как известно, выход из затруднения,- что может быть таким же легким на словах, как и отказ от познания в виду веры во всезнание, что есть у Бога, и что милостив,- это просто и не просто, сам по себе выход, история, происходящее. Возможно, человеку удастся сотворить "Бога" не только в воображении и фантазии, но и в виде технологий, что могут превосходить нынешние многократно, и потому могут быть названы таким "Богом", в сравнении с исторически предшествующими технологиями, и конечно, названы так, афористически и метафорически, коль скоро, такие расклады вообще не касаются вопроса о бытии или не бытии Бога. И после подобного скачка, вопрос о мультивселенных вернется в область физики, из области мифа и искусства, в которой он теперь, прежде всего, обитает, не смотря на все усилия Мичио Каку, как когда-то вопрос о запутанности фотонов вернулся в нее, кроме прочего, и в виду теоремы о не локальности. Но видимо и физика может и должна будет быть в таком случае иной. Многополярность мира, это таким же образом во многом вопрос творения новейших социальных технологий, времен и событий человеческого участия, коль скоро, можно признать, что и действительно, никакое развитие производительных сил, исключительно, может и не приводит, ни к какому улучшению ситуации, в которой господствующий способ производства, может пить нектар из черепов эксплуатируемых, с помощью таких технологий, и только. Правда, однако и в том, что он может и не делать этого, поэтому будущее не предопределено. То, что в известной мере можно констатировать, как воспроизведение такого положения дел, когда технологии служат порабощению трудящихся, а не высвобождению, так и ремиссии такого состояния эксплуатации, знак конвергентности реализма и конвергентности модернизма, современности. Человека можно, то добавить, то убавить, но только на словах, коль скоро, он может быть разрушен, но не побежден. Он сам же по себе живет, как и все живое на границах, в том числе, и человеческого. И потому таким же образом, как и в отношении физики можно все еще сказать, как не странно, что философия еще и не начиналась, как действительно живое, свободное и автономное существование, на границах любого происходящего, и что, как такое существование достаточно разумно для того чтобы внять этому любому, и достаточно свободно, чтобы не принуждать к себе, при общем равном условии всеобщего высвобождения. Известному благодушию и прекраснодушию современности, мы не обязаны, как раз именно потому, что социальные машины, что порождают вещественно и цифровые технические, всегда впереди, пусть бы и происходило такое опережение большей частью первично, локально. Но и именно поэтому, тогда, когда такое состояние становиться массовым, фрактальность системы человек- машина только находит такое, пусть и большей частью еще именно потому, что массовое, бессознательное подтверждение. АЭ говорили, что машины и люди заселяют друг друга, но это известного рода допустимый утопизм и сновидческий реализм в отношении, простого и не простого обстоятельства, что рабочая сила, это не человек или во всяком случае не принадлежит ему исключительно. Пейдей, что уступил место пейфону, в конце концов, умирает и умер, именно поэтому. Массовое применение машин, убило прежнюю форму в ее единственно возможном общем виде, и оплаты труда, и его применения, часто даже в тех областях, в которых дискретность капитала, в виду штук товара, находило свое общественно полезное применение. Дело видимо в том. что универсалии общественных отношений это фактическое и не субъективное всеобщее, и потому конечно понятия "Нагорного Карабаха не существует", в отличие от индивидов, жителей этой области, но общественное отношение разделения общего хозяйства- это универсалия, что является кроме прочего и фактичностью возможных исторически ловушек власти, в виде спорных территорий в объединениях стран, таких, как Крым. И потому, каждая такая территория, что создавалась как раз в целях объединения хозяйств дружественных народов, в случае возникновения конфликта может стать критически мотивирующей на противостояние, как это происходит и в большинстве бракоразводных процессов. Структура родства не существует только для номиналиста экстремиста. Которому можно резонно возразить, что если бы ни та или иная структура родства, то никаких индивидов соответствующих родов, могло бы и не существовать. И потому, хоть и следует быть последовательно номиналистом, общественные отношения, в том числе, и производства желания, это универсалии факта. И в известном смысле, если бы это было не так, то и никакого закрытия ветки Марксом и не случилось бы. Но и это состояние смерти "пейдей", как такой универсалии болезнь ни к смерти, скорее состояние конвергентной реальности воскресения после смерти, кроме прочего, оказывается настоятельным возможным символом происходящего, просто и не просто потому что, совместимость и независимость, оказываются характеристиками, просто и не просто, его днища, что ищет, при сохранении последних, более верхних состояний и уровней, с более тонкими настройками характера, свободы и высвобождения, чем характеристики тавтологий формализованных, абстрактных систем в математике. Если производство желания - это непрерывность, чему может быть множество аргументов за, то повременная или поштучная оплата, были и остаются основными способами капитала производить все на продажу, в виде штучного товара, входить в любые дела, превращая их в прибыльные. Если еще 10 лет назад любой грузчик мог сказать, что, едва ли ни любого профессора можно заменить большей частью компьютером, коль скоро, тот просто ходячий справочник или словарь, энциклопедия, если ни статья в ней, пакет книг, а его, грузчика, все еще нет- нельзя, коль скоро, таких машин, что могли бы заменить его кинестиезис и ситуационную осмотрительность, рассудительность и осведомленность, просто еще не создали, то теперь и этой наивности быстро приходит конец.
Короче, столь же серое, сколь и бетонное название "конвергентный реализм" может быть вполне подходящим для общей характеристики основного тона всего собрания. Но почему бы не назвать его постмодернистским реализмом в стиле: Вы за буржуа или за капиталистов, имея в виду буржуазный коммунизм, как раз как общественную универсалию раздач аккаунтов и поисковиков, в сети Интернет, кроме прочего. И коль скоро, притязания ученых и философов на управляемый термоядерный синтез или ловушку для запутанных фотонов может быть когерентным притязанию на создание сильного ИИ с большой базой данных, и видимо не достижимо ни с помощью только бетона, будь он и железным, ни общей теории алгоритмов, будь она и в виде абстрактной машины Тьюринга, без глубокого машинного обучения, машинами же. Можно, но в виду сопротивления, впрочем, скорее мало понятного, чем нет, прежде всего, самих участников, так и известной умеренной взвешенности их притязаний, это название вряд ли подходит. Оно слишком пестрое, красочное и громогласно хохочущее, чем нет. И потому конвергентный модерн, что все еще держится и Спинозы, а не исключительных ловушек юмора АЭ, стремиться понимать, а не плакать или смеяться, и при этом большей частью есть литература и литература скорее художественная, не смотря на все заявления и апломб, то есть конвергентный реализм, это ближайшим образом возможный привет и прощание, кроме прочего и со Степиным, что вполне мог бы претендовать на имя конгресса, как и Зиновьев,- впрочем, еще в более железобетонном и сером виде,- чем автор "Человейника", не покидая, тем не менее, тенет художественной словесности, которой видимо всю жизнь придавался, маскируясь под булимию понятий.
Было бы таким образом наивно и далее скрывать, что крысятничать в Ю-тьюб, это не всеобщее занятие. Коль скоро, заключительное пленарное заседание можно найти только в этой трубе. Да, и этот фрагмент не более чем, де, известного рола донос, хоть бы в стиле и Смулянского, что регулярно писал их подобия в Фэйсбук, если ни пишет все еще, на различные собрания психоанализа и его индивидов. Но это только один из возможных смыслов этого текста, что вообще говоря, находиться в суперпозиции. Да и тот не стоит, видимо, доводить до крайности, критически эмоциональных оценок. Коль скоро, занятие это всеобщее, и палка о двух концах. Этот единичный смысл, конечно, можно сделать упертым и неограниченно принудительным, как аттрактор вынуждения повторения, но явно что тогда он уже не будет ни вынуждением повторения, коль скоро, может быть сконструирован, ни единственным смыслом, выделенного многообразия что было затронуто и что явно было не одно. И потому это похоже на правду, что столько людей собрались покупать лестницу в небо, видимо, будучи убеждены в том, что все золото, что блестит, и всякое дело может быть прибыльным. Им представилась редкая возможность, высказаться за всякую мысль, где бы она ни случалась и с кем бы ни происходила, от примитивного лайфхака, до мистических откровений, и что практически никакого энтузиазма это не вызвало, ничего красочного и пестрого, тем более. Возможно от усталости, возможно от отвращения к назидательности или к вынуждению повторения. У Маркса, как действительного инициатора закрытия ветки всей предшествующей философии, хотя бы был ответ на вопрос о том: чем мысль может быть не бесполезна для жизни? Видимо, кроме прочего и общей теорией политической экономии, если не профессиональной революцией, коль скоро все же он пошел гораздо дальше, чем и Руссо, не только Монтескье, в деле дезавуирования ложного сознания эпохи в которую творил, жил и трудился. Теперь, после закрытия ветки, кроме прочего, философам без философии, коль скоро, та оказалась все же по сути закрыта, все труднее и труднее, со временем отстояния от ВФР отвечать на запрос ее конституции, о пользе какого-либо занятия для общества, и закрытие ветки, едва ли вызывает какой-либо положительный отклик.
Каждого из выступавших можно было пропесочить подробно так, что вообще говоря завидное состояние, в известном смысле, свободы от властного принуждения : ни стыда ни совести, ни вины ни грязи, стало бы наблюдаться вполне очевидно, коль скоро, блаженному, может быть: … в глаза- божья роса. Но явно, теперь, что никто ни готов так легко связаться с такой кучей "провокаторов и пираний пера и слова"? Да и сама такая возможная квалификация, скорее, дань сказочному повествованию советской номенклатуры о "Семнадцати мгновениях весны".
Короче, пациент философского холизма, скорее жив, чем мертв, вполне корректная возможная квалификация. И это бодрит, бодрит и тем, что зал пустел и полнел, дышал, как и трибуна и стол на ней. И потому, не смотря на вполне зеркальные отношения, в которых равно непотребны, и событие, и его возможная критика, стоило еще раз преодолеть состояние, в которое иногда впадает критика, от странной булимии Белодонной, и поддаться искушению идеала философской беседы- непринужденного диалога, если не любящего спора самой сути дела, прикоснуться к событию великого закрытия, которое, как такое, что, таким же образом в себе расколото, все еще чревато великой же неизвестностью и открытостью.
"СТЛА".
Караваев В.Г.