В километре от деревни Сафарино (ныне Софрино), на старой Ярославской дороге стоит село Рахманово и церковь в честь Вознесения Господня, построенная в 1802 г. взамен обветшавшего деревянного храма.
Наука говорит о князе Димитрии Донском. Существует предание, во сне к нему явился великомученик Димитрий, обещал победу над татарами, преподобный Сергий Радонежский правдивость легенды подтвердил.
Название села от владельца - Алексея Никитича Рахманова. В начале XV века село было куплено для Троицкого монастыря преемником преподобного Сергия, игуменом Никоном. В 1608 г. недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И.И. Шуйский, и поляками во главе с паном Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но подвел Федор Головин, по каким-то причинам покинувший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. И всё, дальше гнев праведный, казни в овраге в Воздвиженском, приведения, срывающие шапки с голов прохожих, но об этом в другом рассказе.
А результат: шестнадцатимесячная осада польскими оккупантами Троицкой обители.
В Рахманове бывал любивший путешествовать Патриарх Никон.
В 1930-х годах большевики ограбили храм. Пытались закрыть, но спасали прихожане. Монахини не допустили захватчиков в церковь даже под ударами кнутов. А местный житель в годы войны продал свою корову и на вырученные деньги заплатил налог, чем также спас храм от закрытия. Старожилы помнят, что священник был арестован.
В храме хранится деревянное распятие с камнем, взятым с Голгофы. Имеются и почитаемые иконы: список с иконы Божией Матери «Смоленской» (XV в.) и великомученика Димитрия Солунского (XVIII в.).
А почему я туда заглянула?
Так некрополистика, она и интерес к ней привели меня к этому храму. День был солнечный, трава ещё не очень, но растёт, что создаёт сложности съёмки, правда сказала мне сторож храма, к субботе скосят, приведут старое кладбище в нормальный вид. Посмотрим, попробую ещё раз выехать сюда, поснимать и почитать надписи на камнях, эпитафии, сверить их с каталогами до 1917 года.
У входа в храм лежит большая мраморная плита, на ней стоит дата захоронения – 1844 год. Говорят, что это самый старый камень.
Поразил меня памятник крестьянину Илье Степановичу Егорову, работы Питерских мастеров. Кто был сей крестьянин? Такой памятник в изготовлении дорог, а доставка – представьте себе, что Москва ближе была, но вот смогли родственники-наследники, а может друзья, может и сам храм, заказать, доставить и установить. И эпитафия добрая на надгробье.
Представляете, памятник на две части сегодня разделен: основа отдельно стоит, под ней скорее всего и захоронен крестьянин, а сам «монумент» из цельного мрамора стоит в паре метров, сверху дырка от крепления креста, Союз безбожников постарался, куда уж мы без него-то? Прекрасная, красивая работа.
Рядом памятники из природного речного камня, жалко, что их белой краской покрыли, да, как видно по слоям, не один раз, не дышат камни, умирают, да и надписи не прочесть почти, очищать надобно.
Много осколков в виде разбитых, поросших мхом плит конца XIX, начала XX веков.
В диалоге со сторожихой, спрашивала про старое кладбище, но думаю, что стоит пройтись там самой, не знают истории наши люди, не интересуются. Не привыкли мы помнить, а человек без памяти – овощ. Помните надписи на советских магазинах «Овощи – фрукты». Вот-вот, таких много, радует, что люди, начав изучать историю своей семьи, таких сегодня много, изучают и историю места, края, страны, тесно всё переплетено. И это хорошо.
Елена Артова
Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте. Этим вы выражаете "Спасибо" автору.