Найти тему
КиноРаритет

6 причин, по которым мультик «Человек-паук: Через Вселенные» получился таким странным

Оглавление

Студии «Марвел» оказалось мало комиксов про Человека-паука, фильмов о нём (перезапускаемых с маниакальной частотой), телесериалов. В 2018-м она разродилась ещё и полнометражным мультфильмом. От которого лично я ничего хорошего не ждал. Представлялось, что это будет очередной нудный пересказ уже несколько раз пережёванной с началом века истории о том, как Питера Паркера укусил радиоактивный паук и к каким удивительным последствиям это привело. К тому же, памятуя о прежних заходах Спайдермена на территорию анимации, думалось мне, что мульт сделали максимально дешёвым по производству и примитивным по технике.

Полку Человеков-пауков прибыло: в 2018-м году ряды экранизаций популярного комикса пополнились полнометражным анимационным фильмом «Человек-паук: Через Вселенные»
Полку Человеков-пауков прибыло: в 2018-м году ряды экранизаций популярного комикса пополнились полнометражным анимационным фильмом «Человек-паук: Через Вселенные»

На деле же выяснилось, что «марвеловцы» выдали настоящий анимационный шедевр. За что вполне заслуженно получили «Оскар», обойдя — редкое дело — оскаровских «мультипликационных монополистов», студии «Дисней» и «Пиксар». «Человек-паук: Через Вселенные» получился невероятно остроумным, ярким, увлекательным, смешным и... очень странным. Сейчас в 6 пунктах попытаюсь разобрать, почему же он таким странным выглядит.

Без радиоактивного паука не обошлось даже в оригинальничающем «Человеке-пауке: Через Вселенные»
Без радиоактивного паука не обошлось даже в оригинальничающем «Человеке-пауке: Через Вселенные»

1. Стилизация под печатный комикс

Экранизации комиксов часто пытались стилизовать под печатные листы историй в картинках. Но ещё никому не удавалось сделать это настолько аутентично, как в полнометражном «компьютерном» мультфильме про Человека-паука. Для этой цели «в бой» бросили весь арсенал. Самое бросающееся в глаза — обилие текстовых вставок в кадр и даже «пузырей» (так в рисованных комиксах называют окружности, в которые размещается реплика персонажа). Текстовые вставки в «Человеке-пауке: Через Вселенные» используется, чтобы дополнительно «озвучить» аудиоэффект (всякие там «бабахи» и «пиф-пафы») и чтобы визуально повторить некоторые из фраз, произесённых тем или иным персонажем.

Для пущей стилизации под комикс в «Человеке-пауке: Через Вселенные» даже использованы классические тектсовые «пузыри»
Для пущей стилизации под комикс в «Человеке-пауке: Через Вселенные» даже использованы классические тектсовые «пузыри»

Часто в мультике используется такой приём, как «полиэкран» (это когда кадр делится на несколько частей, в каждой из которых происходит какое-то «своё» действие). Приём не уникальный, в кинематографе хорошо известный, но редко используемый в силу своей нарочитости. В данном случае «полиэкран» более, чем уместен, потому что визуально повторяет манеру размещать последовательность рисованных «кадров» на страницах комиксов.

Полиэкран активно используется в «Человеке-пауке: Через Вселенные» для стилизации под комикс
Полиэкран активно используется в «Человеке-пауке: Через Вселенные» для стилизации под комикс

На стилизацию «под комикс» работает даже частота кадров. Взамен классическому «24 кадра в секунду» здесь некоторым персонажам рисовали вдвое меньше положенного фаз движения, то есть, анимировали их с частотой «12 кадров в секунду», что делало их немного дёрганными, но позволяло уловить «расфазовку», точно она нарисована в книжке с картинками.

Наконец, чтобы окончательно «комиксовать» изображение, его наложили на «точечную» текстуру. Такая текстура присутствует в большинстве кадров фильма и очень напоминает старую оффсетную печать, при помощи которой публиковались ранние комиксы.

Местами кадры «Человека-паука: Через Вселенные» буквально превращаются в страницы печатного комикса
Местами кадры «Человека-паука: Через Вселенные» буквально превращаются в страницы печатного комикса

2. Смешанная техника рисования — «рукой по компьютерному»

Ещё причудливей мультик «Человек-паук: Через Вселенные» смотрится благодаря уникальной технике прорисовки персонажей. Их сначала генерировали и «оживляли» на компьютере. А затем, поверх кадров с цифровыми «актёрами» аниматоры вручную прорисовывали такие детали, как брови, глаза, очертания губ. Многие другие нюансы изображения тоже добавлялись вручную, делаю «картинку» более насыщенной и изящной. И очень-очень странной!

Многие детали каждого кадра в «Человеке-пауке: Через Вселенные» прорисовывались вручную по компьютерным моделям
Многие детали каждого кадра в «Человеке-пауке: Через Вселенные» прорисовывались вручную по компьютерным моделям

Такая техника оказалась очень трудоёмкой и студии пришлось пойти на найм дополнительной рабочей силы. В итоге над анимационным мультиком «Человек-паук: Через Вселенную» одновременно трудилось 180 аниматоров, что можно считать своеобразным рекордом.

3. Визуальная разноголосица

Стилизацией «под комиксы» создатели «Человека-паука: Через Вселенные» не ограничились. В свой полнометражный мульт они напихали множество стилей и направлений визуального искусства. Причём, словно подготавливая зрителя к такой визуальной разноголосице, они начинают её даже до открывающих титров, прямо на заставке студии: логотип «Коламбия пикчерз» много раз за минуту трансформируется, напоминая то работы художников поп-арта, то перерисовываясь в арт-деко, то распадаясь на уловатые фигуры.

Визуальная эклектика начинается в «Человеке-пауке: Через Вселенные» с первых же секунд, даже до открывающих титров
Визуальная эклектика начинается в «Человеке-пауке: Через Вселенные» с первых же секунд, даже до открывающих титров

Такой разнобой разбросан по всему мультфильму. Местами «картинка» из графической становится более живописной. Местами прорисована в духе японской анимации. А, например, сцены, в которых по сюжету несколько паралелльных вселенных сталкиваются и прорываются друг через друга, создавались под явным влиянием кубизма (в чём признавались и авторы «Человека-паука: Через Вселенные».

4. Подмена главного героя

Большая странность для фильма про Человека-паука состоит в том, что главный герой — вовсе не Питер Паркер. Местного главного героя зовут иначе — Майл Моралес. И он чернокожий. Да, на этом месте можно ворчать, что опять эта модная политкорректность с её манией заменять классических белых героев на нацменьшинства. Но — факт: фильму это пошло на пользу и, как минимум, позволило сценаристам не пересказывать в десятый раз, как Питер Паркер пошёл однажды в лабораторию, а там...

Расистов анимационный фильм «Человек-паук: Через Вселенные» точно не порадует
Расистов анимационный фильм «Человек-паук: Через Вселенные» точно не порадует

То есть, Майкла Моралеса тоже кусает модифицированый паук, куда уж без этого? Но происходит всё совсем при иных обстоятельствах и в совсем другой обстановке.

Костюм Спайдермена в «Человеке-пауке: Через Вселенные» примеряет на себя школьник Майкл Моралес
Костюм Спайдермена в «Человеке-пауке: Через Вселенные» примеряет на себя школьник Майкл Моралес

5. Многообразие человеков-пауков

При всё при этом, в фильме Питер Паркер есть. И не один! Их.... дайте-ка подсчитать... их четверо в мультике! И все совершенно разные: один — более менее классический, второй — его двойник, но только — неудачник. Третий — чёрно-белый герой из комиксов «нуарной» вселенной. А четвёртый — вообще комичный поросёнок Питер Поркер (то есть, «Питер Свинкин», если вопреки правилам перевести фамилию); и он не Человек-паук, а Пауко-свин.

Такое количество Питеров Паркеров возникло благодаря отправной сценарной задумке: «А что, если Человеки-пауки из разных паралелльных вселенных сойдутся вместе?». Они и сошлись на экране пёстрой, эклектичной компанией. И их мультяшные приключения, фактически, послужили репетицией для попытки объединить нескольких разноликих Человеков-пауков в одном игровом фильме.

В «Человеке-пауке: Через Вселенные» этих самых спайдерменов - на любой вкус
В «Человеке-пауке: Через Вселенные» этих самых спайдерменов - на любой вкус

6. Рекордное количество злодеев

Большому количеству Питеров Паркеров и злодеев потребовалось побольше. Их в «Человеке-пауке: Через Вселенные» — прорва! Считайте сами: Зелёный Гоблин, громила Кингпин (он же Уилсон Фиск), Праулер («Бродяга»), Скорпион, Доктор Оливия Леон (аналог Доктора Октопуса) и белобрый Могильщик с повадками русского гопника. Не у каждого из них в фильме есть предыстория (это ж сколько дополнительно времени понадобилось бы!), но у каждого есть эффектный выход на передний план, хотя бы мимолётный.

Такое количество злодеев погубило третью часть «Человека-паука» Сэма Рэйми. Но в мультике выглядит органично. И тоже добавляет ему странности.