В годы СССР Андрей Сахаров оказался двойной угрозой: физик-ядерщик с гениальным умом и золотым сердцем. Это уникальное сочетание оказалось взрывоопасным, как коктейль Молотова.
Добрый самаритянин Сахаров заработал репутацию отца советской водородной бомбы и одного из самых принципиальных и видных диссидентов в мире.
Андрей Сахаров (1921-1989) наиболее известен в СССР как создатель атомной бомбы для защиты страны от угрозы США. Путь Сахарова к общественной жизни сложен и тернист, как законы физики. Андрей пошел по стопам отца и стал физиком. Редкое сочетание интеллекта и интуиции помогло ему закончить физфак МГУ и в 32 года поступить в Академию наук, став самым молодым членом в истории уважаемого учреждения. В отличие от большинства своих сверстников, незаурядный молодой ученый отказался стать членом коммунистической партии, хотя в те времена это было необходимым условием успешной карьеры.
В 1948 году Сахаров присоединился к группе разработчиков водородной бомбы, возглавляемой известным русским физиком Игорем Таммом. Это будет работой и миссией Сахарова на следующие два десятилетия.
Блестящий в теории, Сахаров также оказался чрезвычайно талантливым изобретателем. Его новаторский проект атомной бомбы, известный как «Слойка» или «Пирог», произвел настоящий фурор. Его авторская схема включает слои дейтерия и урана, расположенные между ядрами деления атомной бомбы. В 1950 году советский ученый начал работать в НИИ экспериментальной физики или Арзамасе-16 — секретном объекте, где создавалось советское ядерное оружие. Группа работала не покладая рук и 12 августа 1953 года успешно провела испытания первой советской «Слойки». За выдающиеся заслуги Сахаров трижды был удостоен звания «Герой Социалистического Труда» — высшей гражданской награды.
У Сахарова много целей, и он никогда не перестает работать. Команда, которую он возглавляет, продолжает работать над усовершенствованием водородной бомбы. Параллельно Сахаров и Игорь Тамм предложили идею заключения плазмы в магнитное поле и сделали инженерный анализ установок для управляемого синтеза. В 1961 году Сахаров предложил использовать лазерную компрессию для управляемой термоядерной реакции. Его революционные идеи заложили основы масштабных исследований в области термоядерной энергетики.
Опасения по поводу прав человека
Углубляясь в свои исследования, Сахаров поднимает вопросы об этической стороне разработки оружия массового уничтожения.
«Лично я убежден, что человечеству нужна ядерная энергия. Оно должно развиваться, но только при абсолютных гарантиях безопасности», — сказал он.
В конце 1950-х Сахаров начал работать в области прав человека. В 1958 г. были опубликованы две его статьи, в которых он предупреждал о пагубном влиянии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, следовательно, на продолжительность жизни.
В том же году Сахаров пытался лоббировать продление моратория на ядерные испытания, объявленного Советским Союзом.
В 1961 году Сахаров призвал Никиту Хрущева прекратить испытания ядерного оружия. Могущественный советский лидер ответил, что ученые должны знать свое место и держаться подальше от политики. В 1963 г. СССР и США окончательно договорились о таких ограничениях, заключив Договор о запрещении попыток применения ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
В 1966 году Сахаров, убежденный критик сталинского культа личности, подписал письмо к 23-му съезду Коммунистической партии против реабилитации безжалостного советского архитектора в результате массовых чисток.
В 1968 году Сахаров написал эссе под названием «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Текст распространялся в виде самиздата, прежде чем был опубликован за железным занавесом на страницах New York Times. Осуждая гонку ядерных вооружений, Сахаров призвал к контролю над ядерными вооружениями и сотрудничеству между Советским Союзом и Соединенными Штатами, выступая за совместные усилия обеих сторон против глобальной угрозы голода, перенаселения и загрязнения. Вскоре после этого пророческое эссе Сахарова было переведено на 17 языков и распространено тиражом более 18 миллионов экземпляров по всему миру. Новаторские идеи Сахарова находят все большую поддержку.
Публикация влиятельного текста стоила Сахарову работы. Его сняли с должности в научно-исследовательской части «Арзамас-16».
В 1969 году он вернулся в Физический институт им. П.Н. Лебедева в Москве на должность старшего научного сотрудника.
Сахаров быстро сориентировался в обстановке. В конце концов он отказался от идеи изменить жесткое мышление советских лидеров и обратился к тем, кто, по его мнению, был готов его слушать. Послания Сахарова честны, ясны и прямолинейны и адресованы простым людям.
В 1970 году Сахаров стал соучредителем Московского комитета защиты прав человека. Ученый говорил о запрете смертной казни, праве на эмиграцию и против принудительного лечения диссидентов в психиатрических больницах.
В 1971 г. он обратился к советскому правительству с меморандумом по насущным вопросам внутренней и внешней политики (Сахаров внес предложения о либерализации страны), а в 1974 г. опубликовал за границей статью под названием «Мир за полвека», в которой размышляет о будущем научно-технического прогресса и излагает свое видение устройства мира.
В 1975 году Андрей Сахаров написал книгу об опасностях тоталитаризма, экономической стагнации и репрессиях против национальных меньшинств под названием «Моя страна и мир». В том же году он получил Нобелевскую премию мира за «свою бесстрашную личную приверженность защите фундаментальных принципов мира».
По данным Нобелевского комитета, советский физик-ядерщик «бескомпромиссно и с непоколебимой силой борется против злоупотребления властью и всех форм унижения человеческого достоинства».
Советские власти запрещают Сахарову выезд в Осло, поэтому награду от его имени должна принять его жена и спутница жизни Елена Бонер.
«Отныне и навсегда я намерен оставаться верным своей вере в скрытую силу человеческого духа», — поклялся Сахаров в 1975 году.
Изгнание и борьба за свободу
Невероятная дерзость усилий Сахарова в борьбе за права человека не знает границ.
В декабре 1979 года Сахаров подверг резкой критике решение о вводе советских войск в Афганистан. Свое мнение он публично высказал в интервью New York Times. Вскоре после этого он был лишен всех государственных наград и выслан из Москвы.
Андрей Сахаров много лет провел в ссылке в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), где за ним постоянно следили сотрудники КГБ.
Когда к власти пришел Михаил Горбачев, Сахаров уже стал символом советского гнета — он выжил последним.
19 декабря 1986 г., несмотря на ожесточенное сопротивление товарищей по Политбюро, Горбачев, автор политики гласности и перестройки, лично позвонил Сахарову и сообщил ему, что тот освобожден из ссылки и может продолжать свою «патриотическое дело» в Москве.
Наконец, все начинает налаживаться. Возвращение Сахарова ознаменовало изменение отношения к диссидентам в СССР. К удивлению многих, Сахаров был избран в только что сформированный Конгресс представителей.
Несмотря на ухудшающееся здоровье, то, что прямолинейный ученый говорит с трибуны, не может сказать ни один другой политический деятель. Десятки миллионов людей в СССР слушают Сахарова с трепетом и уважением, а он в спокойном и тихом тоне делится своими страхами и тревогами.
«Я не профессиональный политик, и, может быть, поэтому меня постоянно мучают вопросы о целесообразности и конечном результате моих действий. Я склонен думать, что только нравственные критерии в сочетании с беспристрастным мышлением могут быть компасом в этих сложных и спорных вопросах», — сказал однажды Сахаров.
Его моральный компас вибрирует, как камертон, и никогда ему не изменяет. Один из его самых важных призывов к отмене ст. 6 Конституции СССР о монополии Коммунистической партии на местной политической арене. Это произошло лишь десять лет спустя, в 1990 году, когда было окончательно провозглашено равенство между всеми партиями. К сожалению, Андрей Сахаров не доживает до этого момента и многого другого.
Физик-ядерщик, ставший правозащитником, умер от сердечного приступа 14 декабря 1989 года, когда ему было всего 68 лет. Проститься с одним из 1 десятки тысяч советских граждан. Его похороны — это демонстрация того, за что всегда боролся Сахаров, — свободы и человеческого достоинства.