Найти тему
Vgudok.com

Проект правил допуска зарубежных судов в порты РФ грозит остановкой экспорта угля и массовыми сокращениями в РЖД

В понедельник, по данным источников vgudok.com, в Минтрансе РФ обсудят документ, который наделал немало шума, затронув всех участников транспортной отрасли: от портовиков до операторов полувагонов. Речь о проекте правил допуска судов, используемых для экспорта и импорта российских грузов, перевозка которых отнесена к «деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства». Документ, подготовленный Правительством, устанавливает ряд жёстких ограничений для кораблей, бенефициарными владельцами которых являются иностранные юридические лица.

Перечень требований, сроки рассмотрения заявлений на заход в российские порты и поводы для отказа вызвали критику не только со стороны участников рынка, но и руководителей Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), «Российского союза промышленников и предпринимателей» (РСПП) и профильных ведомств. В частности, Совет потребителей ФГУП «Росморпорт» уведомил Минэнерго о том, что вступление в силу новых правил может фактически остановить экспорт российского угля, цемента и удобрений в АТР, а также привести к развалу рынок оперирования полувагонами и грузовое сообщение РЖД.

Проект «Правил выдачи разрешений на перевозки грузов российских отправителей из морских портов РФ и российских получателей в морские порты Российских Федерации судами, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых не являются российские юридические лица» (документ есть в распоряжении редакции vgudok.com), был подготовлен Минтрансом. Он определяет условия допуска таких судов в российские морские и речные хабы, а также порядок подачи заявлений от судовладельцев на разрешение захода каждого конкретного судна.

-2

Из документа следует, что использование кораблей иностранного флота для перевозки российских грузов (наименования, как мы указали выше, также определяются отдельным постановлением) возможно в двух случаях:

- если требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых являются российские юридические лица;

- если перевозки российских грузов необходимо осуществить в сроки и в объёмах, которые не могут быть обеспечены судами, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых являются российские юридические лица.

При этом согласования в случае принятия документа будут проходить индивидуально, по каждому конкретному судну. Утверждать или отбраковывать заявки будет Федеральное агентство морского и речного транспорта совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

К заявлению на разрешение захода в порт должен прилагаться длинный перечень документов, включая описание маршрута перевозок, данные о сроках захода в порт РФ, обоснование необходимости перевозок российских грузов судами с нероссийскими судовладельцами или бенефициарными владельцами, а также доводы, почему невозможно осуществлять это российскими кораблями. Рассматривается заявление в соответствии со всеми требованиями бюрократического порядка: в течение 5 рабочих дней.

Если же заявление подано в выходные — будьте любезны дождаться первого рабочего дня, чтобы запрос считался принятым.

Как рассказали vgudok.com представители одной из отечественных логистических компаний, требования и сама схема получения допуска, изложенные в документе Минтранса, выглядят оторванными от реальности.

«Сегодня ряд морских портов РФ, особенно на Дальнем Востоке, перегружен. Увеличение срока согласования заявок для иностранных судов может только усугубить ситуацию. А такого флота, опять же особенно в дальневосточных портах, хватает», — сообщил собеседник редакции.

Интересно, что критические отзывы документ получил не только от логистов, но и от профильных ведомств. Председатель Совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт» Вадим Гераскин уведомил Министерство энергетики РФ (письмо также есть в распоряжении редакции) о том, что принятие правил перевозки грузов судами с иностранными владельцами может фактически парализовать экспорт российского угля в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Дело в том, что под перевозку ряда экспортных грузов по определению требуется специализированный флот, отсутствующий в составе российского парка судов. Как указывает Гераскин, иностранные суда необходимы для экспорта нефти, руды, серы, СПГ, сжиженного углеводородного газа, стабильного газового конденсата, угля, цемента и удобрений. Проще говоря, самых массовых экспортируемых Россией товаров.

-3
-4

По данным, приведённым в письме председателя СП «Росморпорта», большинство используемых сегодня судов, задействованных под фрахт указанных выше номенклатур, несмотря на флаговую принадлежность, относятся к иностранным государствам. В том числе к Греции, Сингапуру, Мальте, Германии, Китаю, Хорватии, Швейцарии, Норвегии, Японии, Южной Корее и др.

«Таким образом, без привлечения судовладельцев иностранной юрисдикции (недружественных), вывоз российского угля из портов РФ будет практически остановлен в любые направления, что несёт риски остановки угольной отрасли, транспортной ж.д. отрасли полувагонов, транспортной портовый отрасли и остановки инфраструктурной компании РЖД с рисками роста массовой безработицы по отраслям», — резюмирует господин Гераскин.

Более того, вводимая обязанность предварительного согласования всех судов, объёмов, маршрутов и прочего, исключает использование принятой общемировой практики и когда клиент имеет возможность оперативно заменить заявленное судно, номинируя судозаход в режиме «TNB» (To Be Nominated).

«В связи с вышеизложенным прогнозируем, что введение указанного излишнего регулирования может явиться финальным фактором, который повлечёт системную остановку всего экспорта и сопричастных транспортных отраслей (портов) в целых регионах РФ», — констатируют в СП «Росморпорта».

Мнение господина Гераскина разделяет президент РСПП Александр Шохин.

Он направил письмо в Минэнерго (есть в распоряжении vgudok.com), в котором также призвал исключить массовые экспортные грузы из перечня имеющих отношение к безопасности страны.

«В настоящее время при перевозке удобрений на экспорт используются суда иностранных судовладельцев в размере 95–97%. При перевозке руды, экспортируемой на дальние расстояния, используются суда класса Panamax и Capesize, 100% которых принадлежат иностранным компаниям. При перевозке угля доли иностранного флота составляет 97-98%», — указывает г-н Шохин.

-5

Интересно, что критический отзыв проект правил судозахода получил даже от структуры, на которую непосредственно ложится контроль над перевозкой грузов иностранными кораблями. «Росморречфлот»подготовил ответное письмо за подписью заместителя руководителя ведомства Дениса Ушакова. В частности, господин Ушаков указывает на то, что Федеральное агентство морского и речного транспорта не имеет возможности определения бенефициарных владельцев, не являющихся российскими юридическими лицами.

«Следует отметить, что суда под иностранными флагами в соответствии с национальным законодательством в большинстве случаев не имеют свидетельства о праве плавания под флагом иностранного государства и свидетельства о праве собственности на судно, а имеют в наличии иные документы», — говорится в письме агентства.

-6

В Росморречфлоте также указали на то, что проект правил не содержит критериев и процедур определения национальной принадлежности самого груза. Таким образом, ведомство не сможет определить, является ли груз на борту конкретного судна российским или нет.

Ещё один принципиальный момент, как пишет господин Ушаков: ведомство не в состоянии выдержать указанные в проекте правил сроки.

«Услуга по выдаче разрешения на перевозку груза (или отказ в выдаче разрешения) не может быть оказана в течение пяти рабочих дней, так как минимум один день требуется на регистрацию и рассмотрение заявления и прилагающихся документов.

Далее проектом правил предусматривается направление заявления и пакета документов в ОООР «Российская палата судоходства» в течение двух дней.

На рассмотрении ОООР «Российская палата судоходства» пакет документов находится три дня в соответствии с проектом правил, а также требуется два дня на подготовку решения о выдаче/невыдаче разрешения на перевозку грузов, юридической экспертизы, согласования, подписания и регистрации данного решения. В связи с чем предлагаем увеличить срок оказания услуги до 10 рабочих дней», — пишет замглавы Росморречфлота.

-7

В то же время в экспертном сообществе говорят о том, что появление данного документа ожидаемо. И в той парадигме, которую сейчас все обсуждают, он необходим, заявил в беседе с vgudok.com президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.

«При этом нужно понимать, что это одна из первых операций, под которую нужно очень много всего проработать. Это касается всех видов транспорта, касается наших регистраторов, и здесь надо понимать, как будет устроен документооборот.

В сегодняшних условиях без такого документа не обойтись.

Но его задача не создать дополнительные проблемы грузоотправителям и пользователям, а в том, чтобы формализовать этот процесс на должном уровне. Так, как он прописан сегодня — это видение его разработчиков. Сейчас, как я понимаю, он проходит стадию согласования, и в её рамках все слабые места данного документа будут протестированы. По крайней мере, на бумаге.

Пойдут определённые замечания по данному порядку, что-то можно будет принять, что-то учесть, что-то переработать. Если принять его в редакции доработанной, но не учитывающей всех реалий, то мы, к сожалению, можем получить обратную реакцию от рынка: может создаться коллапс при отправлении грузов вместо ожидаемого наведения порядка», — заключил эксперт.

-8

Как сообщают источники редакции, документ будет рассмотрен в понедельник, 30 мая на совещании в Правительстве. Однако в кулуарах говорят, что при наличии столь обширных контраргументов, вероятнее всего, новые правила будут отправлены на доработку.