Найти в Дзене

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Слог «ШИ». Слова, предложения с данным слогом"

Урок: чтение

Тема: слог «ШИ». Слова, предложения с данным слогом

Цель: сформировать у обучающихся умения читать сочетание «ши» в словах

Задачи:

- научить правильному произношению звука [ш] и чтения буквы ш в сочетании с гласной и;

- создать условия для развития умения анализировать, сравнивать звуковой и буквенный состав слова;

- воспитывать дисциплинированность.

Ход урока

Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Как всегда урок чтения мы начинаем с артикуляционной гимнастики. Слайд.

Как шипит змея? Ш-ш-шш-ш

-Как шипит гусь? Ш-ш-ш-ш-ш

Актуализация опорных знаний.

- На какие две группы делятся буквы? (На гласные и согласные).

-Расскажите, что вы знаете о гласных. (Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог).

-Что вы можете сказать о согласных? (Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия).

Усвоение новых знаний и способов действий.

-Отгадайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

(Воздушный шар). Слайд.

Выполним слого-звуковой анализ слова шар и составим схему. Сколько слогов в слове шар? – 1 слог.

Нужно ли определять, куда падает ударение, если в слове 1 слог? (Нет)

-Ша-р. Что слышим вначале слова? (Слог-слияния ша).

-Какой звук слышим первым? - ш

Какой он согласный или гласный? - согласный.

Звонкий или глухой? – глухой.

Твёрдый или мягкий? – твердый.

Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]? – синим.

-Какой звук слышим после звука [ш]? – А.

Какой он? – гласный.

Каким цветом обозначим на схеме? – красным.

-Какой звук слышим в конце слова? Какой он, гласный или согласный? каким цветом обозначаем?

- Отгадайте вторую загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш). Слайд.

-Сколько слогов в слове карандаш?

-На какой слог падает ударение?

-Какой звук слышим последним? Дайте его характеристику. (Звук [ш]. Согласный, глухой, твёрдый).

Совместное открытие нового знания.

Отгадайте загадку:

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней?

(Машина) Слайд.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ. Какая опасность встретилась?

- Посмотрите на экран, давайте прочтём слоги со звуком [ы], [и].

- А звук [ш] с каким звуком употребляется?

- Послушайте историю и скажите, почему [ш] дружит с [и], а с [ы] - нет.

«Звук [ш] был сильным и крепким рыцарем. Он мечтал встретить прекрасную нежную принцессу, поэтому [ы] - железная и строгая - ему не понравилась, а понравилась ласковая [и]. Они были очень счастливы вместе, потому что сильный всегда должен быть рядом со слабым и защищать его».

- Давайте же объясним дружбу звуков [ш] и [и].

Так как пишется слово машина?

- И было бы хорошо, если б наши мальчики так же всегда были рядом с девочками и защищали их.

- Так что мы должны запомнить о сочетании ШИ? Слайд.

ШИ пиши с буквой И

Читаем хором.

Первичное закрепление.

Узнайте сочетание ШИ.

Если услышите в слове сочетание ШИ, хлопните в ладоши:

Шёпот, камыши, шило, шалун, шина, кошка, тишина, шесть.

Подскажите словечко, объясните его правописание.

- Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане жили ...(мыши)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ...(машина)

Чтение слов и слогов по учебнику.

- Откройте учебники на странице 79. (Чтение хором, парами, по цепочке)

Работа в тетрадях.

- Теперь возьмите на партах листочки и подчеркните в словах сочетание ШИ.

Ши-на ма-ши-на шиш-ки

Ши-ла су-ши-ла мы-ши

На-щи су-ши ма-лы-ши

Слайд. Проверка.

Итог.

- Ребята, вам понравился урок?

- Что понравилось?

- Что удивило?

- Что было самое интересное?

- А что новое узнали?

- А пригодится ли вам это новое знание не на уроке, а в жизни? Где?

- А вашим друзьям? А взрослым?

- Ребята, сегодня вы поработали дружно, активно, с интересом. Всем спасибо!

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8