Урок: чтение.
Тема: звук и буква И, и.
Цель: научить различать и чётко произносить звук И в слогах, словах, познакомить с буквой И, и.
Задачи:
- познакомить с буквой и звуком И, дифференцировать заданный звук на слух;
- развивать фонематический слух и фонематическое представление, память, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга, воспитывать интерес к учению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. « Чашечка»
Вкусных мы блинов поели –
Выпить чаю захотели.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка чашку подставляй.
2. «Грибок»
Язычок у нас – грибок,
Подставляй-ка кузовок.
3. « Гармошка»
Ну-ка рот пошире, крошки,
Поиграем на гармошке.
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
3. Повторение.
Сегодня к нам на урок пришла кукла Ира. Ира познакомит вас с новым звуком и буквой. Ира хочет узнать, с какой буквой и звуком вы познакомились на прошлом уроке. Дайте характеристику звука В.
4. Проверка домашнего задания.
- Ира просит вас придумать слова, которые начинаются на звук В.
- Молодцы!
5. Сообщение темы урока.
Ира приготовила для вас загадки. Послушайте и отгадайте:
1.Ждёт меня подружка –
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт.
(Иголка)
2. Ходит по двору надутый,
Видом злой и даже лютый.
Грозно крикнет: Клюк-клюк-клюк!
Называется … (Индюк!)
3. Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверушки
Называются… ИГРУШКИ.
- Как вы думаете, с каким звуком мы познакомимся на уроке?
6. Работа над новой темой.
-Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов.
- Произнесите звук И. При произнесении этого звука воздух проходит свободно или ему что-то мешает?
- Как называется такой звук?
- Звук гласный. Что мы знаем про гласные звуки?
-Развитие фонематического восприятия.
Игра «Будь внимателен».
Хлопните в ладоши, если услышите звук [и] в словах: игра, иголка, синица, лисица, волк, липа, книга, стол, стул, индюк.
7. Знакомство с буквой.
Ира:
- И – это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буквы Ии, и я сегодня принесла вам её в подарок. Выставляется изображение буквы.
- На что похожа буква И?
- На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
- Из скольких элементов состоит буква И?
(Пишут букву: в воздухе, мокрым пальцем у доски; ладошкой на спине друга; пальцем на ладошке, определяют место буквы в классной кассе букв).
8. Физкультминутка.
Индюк.
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
9. Закрепление знаний и способов действий.
1) Работа с учебником.
- Откройте стр.70 Букваря. Какая буква изображена в верхнем левом углу?
-Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку И.
2) Работа с кассами.
Составление слогов: ми, си, ни, ли, ви
10. Обобщение изученного.
- С каким звуком и буквой познакомились на уроке?
- Дайте характеристику звуку И.
- Придумайте слова, которые начинаются с этого звука.
11. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Спасибо за урок.