Урок: чтение
Тема: Звук и буква Л, л. Слоги и слова со звуком и буквой Л,л
Цель: Создание условий для ознакомления со звуками [л] [л] и буквами Л, л.
Задачи: формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со звука [л]; развивать артикуляционный аппарат; корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение; воспитывать старательность, мотивацию к обучению.
Ход урока
1. Организационный момент
- Я рада видеть вас на уроке, поприветствуем друг друга и гостей. Скажем: «Доброе утро!»
Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на урок.
-Погладьте себя по голове.
-Обнимите себя.
-Пожмите соседу руку.
-Улыбнитесь друг другу.
-Вы все улыбаетесь, Я рада, что у вас хорошее настроение. Садитесь.
-Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте спокойно три глубоких вдоха и выдоха/1, 2, 3/
Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Улыбка», «Зубки», «Язычок», «Почистим зубки», «Хоботок», «Шарики», «Улыбка»
Итак, мы благополучно подготовили наш язычок и ротик к работе.
Актуализация знаний
1)Звуковая «зарядка»
- Как гудит пароход? Найдите и покажите букву У.
- Как мама укачивает дочку? Покажите букву А.
- Как сердится медведь? Покажите букву М.
2) -Что мы сейчас произносили?
- Какие бывают звуки?
- Как мы их различаем?
3) Какие гласные буквы мы изучили?
-Какие согласные буквы мы изучили?
4) –Теперь почитаем слоги и слова с этими буквами по карточкам. Читать будем в парах: сначала друг другу, потом всему классу
5) –Переверните карточку, рассмотрите схему. Давайте составим по схеме предложение. Сколько будет слов в предложении?
На (картинка стола) муха.
Динамическая минутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка! (Наклоны вперёд и назад.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, (Рывки руками перед грудью)
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже. (Вращение головой)
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Самоопределение к деятельности.
-Достаточно ли нам знаний, чтобы уже читать книги?
-Нужно ли нам еще изучать буквы?
-Сейчас мы поиграем в игру и определим с каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомимся. Игра называется «Лишнее слово». Я буду называть слова, нужно выбрать лишнее слово и объяснить почему.
-машинка, лиса, кукла, кубик
-груша, лось, яблоко, апельсин
-помидор, огурец, лошадь, перец
-Давайте назовем кто изображен на картинках. Что общего в этих словах?
- Правильно. Значит, с каким звуком сегодня работаем?
-Давайте поставим задачи перед собой, которые мы должны выполнить на уроке.
Изучение нового материала
А) Работа над звуком:
-Давайте все вместе произнесём новый звук, теперь по одному.
--Попробуем звук пропеть. Поётся?
-Значит звук - л - гласный или согласный?
-Посмотрите вокруг себя, найдите в классе предметы или картинки, в которых есть звук - л
-Проходите на свои места и по одному попробуйте объяснить, почему у вас в руках эта картинка или этот предмет.
-Расскажите: есть в слове новый звук или нет. Где слышится звук-в начале или в конце слова. Какой это звук – гласный или согласный и почему.
Б) Работа над буквой
-Звук - л - обозначается буквой Лл. - Рассмотрите букву и скажите, на что похожа буква - Л?
- Выложите букву из счетных палочек. Сколько понадобилось палочек? А теперь напечатайте букву на магнитной доске.
-Кто может показать букву в кассе букв?
-Посмотрите вокруг себя, найдите в классе букву Л.
Физкультминутка. Зрительная гимнастика.
а) Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо…
Получается на славу.
Молодцы!
Влево-вправо, влево-вправо…
б) - Посмотрите на красный круг, на синий круг……
Применение полученных знаний
1) Образование и чтение слогов
-А давайте попробуем подружить нашу букву с гласными буквами, что мы получим?
2) Работа с Букварем на стр. 62
а)Выделение звука «Л» по картинкам.
б) Чтение слогов и слов хором и по одному.
в) Упражнение «Сосчитай и назови»
- Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
- Обозначьте красными и синими фишками эти звуки.
3) Работа над скороговоркой: чтение учителем, совместное чтение учителя и детей, чтение обучающимися друг другу, чтение вслух индивидуально.
4)Выполнение задания по карточке
Подведение итогов. Рефлексия.
1.- С каким звуком мы сегодня познакомились?
-Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
-Какую новую букву узнали?
- Какая это буква?
- На что она похожа?
Игра «Чудесный мешочек»
- Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди трёх букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня букву Л.
- Что понравилось на уроке больше всего?
-Возьмите смайлики , покажите какое у вас настроение в конце урока.
- Все сегодня молодцы, хорошо работали. Спасибо за урок. Урок закончен, идите отдыхать.