Урок: ручной труд
Тема: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам
Цель: научить обучающихся выполнять симметричное вырезание из цветной бумаги
Задачи:
- познакомить с понятием «симметрия», научить выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезанияи изготавливать аппликацию по образцу;
- развивать мелкую моторику, глазомер, эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность, воспитывать уважение к своему и чужому труду, формировать бережливость, терпеливость, экономность.
Ход урока:
Организационный момент
- Ребята, сегодня на урок нам понадобятся: цветная бумага, картон, клей-карандаш и ножницы. Давайте посмотрим, всё ли у вас на месте. Я сейчас проверю порядок на ваших партах и наличие оборудования. (На перемене с ними обговорить)
Сообщение темы и задач урока
- Ребята, что изображено на экране? (Насекомые) А какие? (Бабочка и жук)
Посмотрите на форму крыльев и узор у бабочки, что необычного вы увидели? (Ответы детей)
- Правильно! Половинки бабочки похожи друг на друга и имеют одинаковый узор, левая и правая половины одинаковые; если мысленно согнуть пополам картинку, то эти части совпадут.
- Как нужно сложить листочек бумаги, чтобы получились насекомые, как на картинке? (Пополам)
- Сегодня на уроке мы научимся вырезать симметричные объекты.
- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) Тема сегодняшнего урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги»
- А какие цели сегодняшнего урока? (Ответы детей)
- Правильно! А я поставила вот такие цели.
1. познакомиться с понятием симметрия;
2. научить вырезать симметричные фигуры;
3.научиться конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезанияи изготавливать аппликацию по образцу.
Подготовительная работа
- Для того, чтобы фигурка жука получилась с двух сторон одинаковая нужно сложить листок в двое и вырезать контуры жука.
- Но мы с вами будем заниматься симметричным вырезанием на более простых фигурах, например на овощах и фруктах.
Словарная работа:
Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, будет: симметрия.
Симметрия – это одинаковость в расположении частей чего-нибудь, например бабочки, когда делишь ее пополам прямой воображаемой линией, видно, что половинки бабочки одинаковые, значит фигура симметрична.
Вывод: фигура, которую можно разделить на две равные части, симметрична.
Объяснение нового материала.
Анализ образца.
- Ребята, посмотрите на доску. (На доске аппликация из цветной бумаги). Как оформлено изделия? (В паспарту)
- Как вы думаете, каково назначение изделия? (Применяется для украшения домашнего интерьера, можно подарить друзьям или близким на праздники)
- Это простое изделие или сложное? Почему? (Это простое изделие, т.к. его легко изготовить). Какова форма изделия? (Прямоугольная). Из какого материала выполнено изделие? (Изделие выполнено из цветной бумаги и картона). Каким образом оформлено изделие? Как по-другому можно оформить изделие? (Ответы детей). Можно оформить изделие в рамку.
- Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с ножницами
- держать острыми концами только вниз;
- оставлять на столе с закрытыми лезвиями;
- передавать закрытыми кольцами вперед;
- пальцы левой руки держать в стороне от лезвия;
- хранить после работы в футляре.
- Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с клеем:
1.запрещается брать клей в ротмазать им одежду, волосы;
2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза ;
3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды
4.по окончании работы обязательно вымыть руки .
Планирование работы.
- Посмотрите на слайд. Это материалы, которые, нам понадобятся для выполнения аппликации:
Цветная бумага, картон синего цвета, клей-карандаш, ножницы.
- Мы начнем работу с обучения симметричному вырезанию на примере вырезания простого листика:
1) для экономии времени и бумаги, я вам нарезала куски бумаги для будущих фигурок для вашей аппликации. Возьмите их в руки, а теперь перечислите какие цвета бумаги вы видите (белый, коричневый, зеленый, оранжевый, желтый, красный)
2) определить какая сторона будет лицевая, а какая изнаночная.
У всей цветной бумаги она есть. Лицевая – яркая, а изнаночная – бледная. Самостоятельно определите лицевую и изнаночную сторону.
3) согнуть лист лицевой стороной внутрь;
4) нарисовать контур листика;
5) вырезать листик по контуру.
- Вырежьте свои листики.
- Как сделать край листочка зазубренным? Сделайте зазубринки. Как сделать прожилки? Сделайте прожилки.
- Мы потренировались вырезать листочки. А сейчас будем делать вот такую аппликацию (овощи и фрукты в вазе)
- Какие симметричные элементы есть в этой аппликации?
- Вы сможете сами без шаблона вырезать вазу, овощи и фрукты? Кто может, поднимите руки.
- Давайте уточним, в каком порядке будем делать аппликацию?
- Первый этап – разметка. Складываем листочки пополам и рисуем вазу, овощи и фрукты.
– Второй этап – заготовка. Вырезаем все элементы.
- Третий этап – сборка. Разложить элементы и приклеить их и оформить изделие.
- Четвертый этап – оформление. Оформляем изделие в паспарту.
- Посмотрите на аппликацию, я его оформила в паспарту.
Вы выберете понравившийся цвет картона и на него приклеите свою аппликацию.
Все всё поняли? Давайте отдохнем.
Физкультминутка
- Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
- Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
- Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
- Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
- Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Закрепление нового материала
- Кому что не понятно, поднимите руки.
Давайте с вами ещё раз вспомним, какие материалы нам необходимы. (1 человек отвечает)
- Молодец! А из чего состоит план работы? (разметка, сборка, заготовка, оформление)
- Кто хочет рассказать, что входит в разметку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста.
- А что идет после разметки в нашем плане работы? (Заготовка)
- Кто хочет рассказать, что входит в заготовку, поднимите руку.
- Что идет после заготовки? (Сборка)
- Кто хочет рассказать, что входит в сборку, поднимите руку.
- И какой последний этап? (Оформление)
Самостоятельная работа.
- Ребята, приступайте к работе! Удачи вам.
После того как закончите работу, мы сделаем выставку ваших работ.
Если кому-то потребуется помощь, поднимите руку я подойду.
Итог урока
- Время подходит к концу. Ребята, кто доделал работу, несите на выставку. Я повешу ее на доску. Сразу после этого уберите свое рабочее место.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие творческие находки вы для себя нашли?
3. Какую тему сегодня изучали?
4. Какие новые понятия прозвучали на уроке?
5. Какое еще может быть оформление для аппликации?
6. Как работать с клеем и ножницами?
7. Что такое лицевая сторона, а что такое изнаночная?
Рефлексия
- Давайте коллективно оценим ваши работы.
1. Какая работа выполнена более аккуратно?
2. Какая работа выполнена очень ярко?
3. Какие элементы были добавлены дополнительно в аппликацию?
4. Кто полностью передал осеннее настроение через работу.
- По моему мнению, все ваши работы достойны похвалы. Каждая работа отличается индивидуальностью и по-своему красива. После урока, подойдите к учителю и он вам поставить оценки за урок.
- Мне было приятно проводить у вас урок! Всем спасибо и до свидания!