Окинув взглядом историю премии Оскар, можно довольно часто увидеть среди прочих стран — Россию.
Она заглядывала на американскую премию не реже, чем другие страны в самых разных категориях, а не только за лучший иностранный фильм, которую мы рассмотрим отдельно в другой статье.
Именно эти "разные" категории мы и разберём чуть внимательней...
Лучший документальный фильм.
Первый Оскар, доставшийся Советскому Союзу в разгар самой ожесточенной войны XX века. Во многом именно из-за неё эта категория вообще появилась и в год её создания одним из лауреатов (в первый год категории было несколько победителей), был советский фильм.
Лучший актёр второго плана.
У самого Хичкока в фильме "Заворожённый" снялся не кто-нибудь, а сам Михаил Чехов! Обычно эту номинацию не засчитывают в пользу достояния СССР, но это не совсем справедливо, ведь господин Чехов, может, долгое время и работал в Америке, всё-таки имя и популярность обрёл у себя на родине.
Сюда можно было бы приписать и Михаила Ауэра, но он в отличии от тёзки, всё-таки обрёл популярность именно в США, во многом благодаря номинации в этой же категории.
Лучшая работа художника-постановщика.
Была в копилке СССР и эта категория! И если номинацию на лучшую песню и адаптацию музыкального сопровождения ("Чайковский") относить к русскому достоянию нужно с оговоркой — Дмитрий Тёмкин уроженец России, но большую часть жизни работал в Америке и именно там сделал имя, — то номинация на лучшего художника-постановщика в картине "Война и Мир" исключительно заслуга русского киноремесленника.
Лучший короткометражный документальный фильм.
Эта категория до нынешнего года могла похвастаться лишь одной номинацией за фильм "Воспоминания о Павловске" (1985) Ирины Калинины. Теперь же фильм "Выход" из Якутии сможет побороться за соискание премии уже в марте этого года.
Лучший короткометражный анимационный фильм.
Российская анимация стала активно появляться уже в РФ за исключением фильма "Корова" Александра Петрова, получившего номинацию в 1990 году.
Первым лауреатом в этой категории стал мультфильм "Старик и Море". Работа велась в Канаде, но выдвигался фильм от России, так как именно там впервые было выдано прокатное удостоверение.
Помимо этой награды были и номинации за мультфильмы "Русалка" (1998) и "Моя Любовь" (2008) того же Александра Петрова; "Гагарин" (1996) Алексея Харитиди; "Уборная история - любовная история» (2009) Константина Бронзита и его же "Мы не можем жить без космоса" (2014) и прошлогодний "БоксБалет" (2022) Антона Дьякова.
Лучший оригинальный сценарий.
Единственная номинация в этой категории у Валентина Ежова и Григория Чухрая за фильм "Баллада о солдате". На соискание тогда был выдвинут и Федерико Феллини за "Сладкую жизнь", но победу одержал менее лощеный и малоизвестный в сравнении с этими двумя картинами — "Великолепие в траве".
Победители и номинанты российского происхождения в разных категориях.
Будет не очень справедливо относить заслуги уроженцев СССР/Российской Империи или эмигрантов именно российскому государству, так как эти люди покинули страну и уже в Америке создали себе имя или же эмигрировали семьёй в раннем детстве. Но ошибкой будет и не упомянуть этих деятелей кинематографа.
Первым таким номинантом и лауреатом был Льюис Майлстоун, родившийся в Кишинёве. Лучшая режиссура (в категории комедия). Это произошло на первой же церемонии в 1929 году и Майлстоун стал первым режиссёром удостоившимся этой премии повторно за фильм "На западном фронте без перемен".
У Дмитрия Тёмкина (Кременчуг) насчитывается 22 номинации на Оскар за Лучшую музыку/Лучшая Песня, четыре из которых были победные (две в 1953, 1954 и 1959 годах). На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936 г.) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская, работавшая с самим Станиславским и упомянутый ранее Миша Ауэр.
На лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс (Варшава), жившая долгое время в СССР. Фильм "Большой Вальс" с её участием до сих пор считается одним из лучших у старшего поколения. А Юл Бриннер (Владивосток) даже взял статуэтку за лучшую мужскую роль в 1956 году за фильм "Король и я". Учился актёрскому мастерству он у того же Михаила Чехова, основавшего школу в Соединённых Штатах Америки.
____________________________________